Темы

Политический процесс


Вернуться назад


1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. без вводных абзацев;
  2. определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
  3. небытовая терминология;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции и цели – для чего нужно явление;
  6. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Что это? Политический процесс, по мнению Соловьева А.И., сформулированному в учебнике «Введение в политологию», — это совокупность действий всех субъектов политической системы по осуществлению их функций в сфере власти. Получается, что в широком смысле понятие политического процесса означает совокупность всех действий и изменений политической системы общества в целом. В узком смысле политический процесс – это изменения в отдельных частях политической системы, то есть в узком смысле политический процесс состоит из политических подпроцессов (конституционного процесса – процесса принятия или изменения конституции, электорального процесса – референдума или выборов).

Источником политического процесса являются взаимодействия субъектов политической системы: граждан, политических партий, государственных институтов (например, президента и правительства). В этом ключе политический процесс может заключаться в (1) кооперации (между правительством и центральным банком), (2) конкуренции (между политическими партиями), (3) соперничестве (между кандидатами на выборах), а также (4) конфликте (между старой и новой элитой). Нормальный режим политического процесса, как правило, предполагает конкурентные отношения, которые при учете интересов общества и общественного мнения не перерастают в конфликт. Однако при отсутствии разумного учета общественного мнения политический процесс может носить конфликтный характер (проявляться в митингах из-за несогласия по политическим вопросам).

В зависимости от значимости для общества выделяют (1) базовый политический процесс (формирование органов власти при победе новой политической партии) и (2) частный (избирательный процесс, законотворческий процесс, процесс формирования состава правительства). Далее, в зависимости от масштаба выделяют (1) внутриполитический и (2) внешнеполитический (международный) процесс; по публичности принятия решений – (1) открытый (явный) (учёт мнения граждан при переименовании городов: Ленинград в Санкт-Петербург) и (2) скрытый (теневой) (условия сделки о недрах на Украине в 2025 году). Наконец, по способу достижения цели выделяют (1) консенсусный (поддержка политическими партиями кандидата в президенты) и (2) конфликтный политический процесс (арест главы Гагаузской автономии в Молдавии).

В рамках политического процесса можно выделить отдельные стадии, которые в конкретном процессе могут реализоваться частично. Так, первой стадией является конструирование политической системы -- создание новой государственной политики или даже государственности (например, проектирование новой государственной системы РФ после распада СССР). Второй стадией является реализация на практике проекта политической системы: формирование субъектов, объектов политической системы, наиболее важных институтов. Третьей стадией является принятие и исполнение политико-управленческих решений. Наконец, четвертой является стадия контроля над функционированием политической системы общества, в том числе путем механизмов гражданского общества: общественных палат, свободных СМИ, депутатский запросов, отзыва органов власти.

Элементами политического процесса являются (1) субъекты, (2) объекты, (3) средства и способы его реализации (ресурсы). Так, субъекты политического процесса (политический лидер, властный орган, политические партии) -- это активно действующие лица или группы, которые оказывают влияние на его развитие (инициаторы и исполнители). Объектами воздействия политического процесса обычно являются общественное мнение, государство в целом, социальная сфера, экономика. Средства и способы, используемые для достижения цели, -- СМИ, силовые органы, материальные ресурсы, кадровое обеспечение. Они во многом определяют существующий в государстве политический режим.

Для чего? Глобальные цели политического процесса должны совпадать с целями политики государства и общества, в целом. В этом контексте важнейшими функциями политического процесса являются обеспечение безопасности членов общества, а также повышение благополучия во всех сферах жизни. Так, приемлемые для конкретного общества механизмы сменяемости политических лидеров, передачи власти, степени участия членов общества в политическом процессе обеспечивают эволюционное, а не революционное, развитие и условия выживания общества в кооперации или конкурентной борьбе с другими обществами.

Далее, выборы в рамках политического процесса обеспечивают легитимацию политического режима, обеспечивают поддержку активного большинства общества. Более того, законные механизмы прихода и удержания власти в рамках политического процесса предотвращают политические конфликты, уменьшают уровень напряженности в обществе. Так, голосование на выборах является одним из основных механизмов разрешения политических конфликтов, а периодическая ротация выборных должностей ограничивает базу разного рода экстремистским движениям, стремящимся к власти.

Базовый политический процесс способствует политической социализации граждан, формируя позитивное политическое сознание, отношение к государству, праву и обществу. Так, например, в рамках политического процесса политические партии осуществляют политическое воспитание и рекрутирование, готовят кадры, взращивают потенциальных политических лидеров. Более того, участие политических партий в выборах как важный механизм политического процесса предотвращает закостенелость и зашоренность государственного аппарата.

Регулирование? Политический процесс РФ, который выражается в основах конституционного строя, структуре и полномочиях государственных органов, субъективных правах граждан на политическое участие, регулируется, прежде всего, Конституцией РФ и федеральными конституционными законами, например, ФКЗ «О Правительстве РФ». Далее, важной частью политического процесса является избирательный процесс, который регулируется подотраслью конституционного права -- избирательным правом. Наконец, участие политических партий в политическом процессе регулируется часть 1 статьи 30 Конституции РФ, которая предусматривает, что каждый имеет право на объединение, а также ФЗ «Об общественных объединениях» и ФЗ «О политических партиях».
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
  2. социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
  3. духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
  4. политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Почему важно? Я знаю, что в России до настоящего момента не выработаны традиции применения некоторых важных механизмов в рамках бесконфликтного политического процесса. Так, в частности, в России отсутствует действенный механизм сменяемости и преемственности президентской власти, основанный на длительной традиции его применения. Наличие такого механизма и сформированной традиции его применения, очевидно, предотвратит трансформации российского электорального авторитаризма в более жесткую форму авторитаризма. В этой связи было бы разумным на экспертном уровне, уровне ведущих политических партий России инициировать обсуждения того, должен ли Президент РФ избираться просто на выборах или, в качестве конституционного обычая, действующий, но не избираемый Президент РФ, может готовить и поддерживать на выборах претендента из, например, Правительства РФ или иных высших государственных должностей.

По моему мнению, важной задачей политического процесса в нашем обществе должно стать создание условий, чтобы гражданское общество не противостояло государству. Ведь гражданское общество – это не только оппозиция или контрэлита, это, прежде всего, граждане и институты, которые несут внутреннюю ответственность за государство и другую часть общества и которые готовы всегда прийти на помощь как государству в целом, так и другой части общества. Я вижу это на примере нашей страны, когда разные слои общества, простые гражданские лица помогают участникам СВО и людям, проживающим на затронутых военными действиями территориях, всем, чем могут. Важно суметь встроить этих людей в конструктивный, а не деструктивный политический процесс, создав доступные лифты (как проект «Время героев») продвижения в политическую сферу жизнедеятельности общества.
3. С чем не путать
Политический процесс иногда отождествляют с политикой в целом. Однако, политический процесс характеризует только одну сторону политики – ее динамику, а не статику. Политический процесс раскрывает движение, эволюцию политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве. Так, известный социолог и политолог Т. Парсонс видел специфику политических процессов именно в динамике политической системы.
4. История развития
Использование термина «политический процесс» началось в самом конце 19 века. Изначально термин использовался известным социологом В. Парето как обозначение борьбы социальных групп за власть и контроль над распределением ресурсов. Далее, этот термин начал активно использоваться середине 20 века политологами Д. Истоном и Т. Парсонсом. В их понимание он означал цикличное функционирование политической системы во взаимодействии с социальной и внесоциальной средой.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/804027f4709a03c7f1092a509e8583d6/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Политика