Темы

Институт парламентаризма в РФ


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. без вводных абзацев;
  2. определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
  3. небытовая терминология;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции и цели – для чего нужно явление;
  6. как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
  7. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. объективное или субъективное понимание;
  2. источник правоотношения;
  3. структура: субъект и объект;
  4. содержание: субъективные права и юридические обязанности;
  5. предмет и метод регулирования;
  6. норма, институт, подотрасль, отрасль
Что такое парламентаризм? Парламентаризм является политическим институтом, то есть совокупность лиц, учреждений, материальных и нематериальных ресурсов и социальных норм, объединяемых для осуществления социально значимых функций в политической сфере. Сутью парламентаризма, по мнению известного правоведа Авакьна С.А., является сам факт представительства интересов граждан постоянно действующим органом с законодательными функциями, проявлением представительной демократии. Далее, еще один известный правовед Кутафин О.Е. рассматривал парламентаризм как особую систему государственного руководства обществом, которая характеризуется «…разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента».

Парламентаризм как система государственного руководства может иметь следующие разновидности: (1) парламентско-правительственную, (2) правительственно-парламентскую, (3) парламентско-президентскую и (4) президентско-парламентскую. Критерием для указанного деления являются следующие факторы: (1) соотношение полномочий президента, правительства и парламента; (2) система сдержек и противовесов между органами власти следующих факторов -- механизмы контроля над правительством, право парламента выносить вотум недоверия; (3) вид партийной системы: количественные критерии допуска для участия в политическом процессе. В целом, можно утверждать, что вид парламентаризма влияет на форму государственного правления. Так, выделяются парламентские (Италия и Германия), смешанные (США) и президентские республики (Россия), а некоторые монархии также называют парламентскими (Великобритания).

Современный институт парламентаризма был создан в России с принятием 12 декабря 1993 года Конституции РФ. Так, статья 10 Конституции РФ предусматривает, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип означает, что в единой по сущности государственной власти устанавливается распределение функций и полномочий между законодательными, исполнительными и судебными органами, в частности, разделение власти по горизонтали.

Федеральное Собрание РФ ‒ парламент РФ ‒ является постоянно действующим представительным и законодательным органом. Оно состоит из двух палат – Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ. Представительная функции Федерального Собрания РФ заключается в том, что депутаты Государственной Думы РФ избираются гражданами РФ и должны представлять их интересы в парламенте. Законодательная функция заключается в непосредственном участии в законотворческом процессе: так, депутаты имеют право законотворческой инициативы.

Следует также обратить внимание на то, что парламентаризм в РФ проявляется не только на федеральном уровне. Так, в каждом субъекте РФ создаются региональные парламенты, которые обладают представительской и законотворческой функциями в рамках полномочий субъектов РФ. Более того, в РФ могут создаваться представительные органы муниципальных образований (дума, совет депутатов).

Для чего парламентаризм? Закрепление в конституции РФ института парламентаризма нацелено, прежде всего, на четкое отграничение законодательной и исполнительной власти формирование между этими ветвями власти системы сдержек и противовесов. Дело в том, что по результатам Октябрьской революции 1917 года (Великой Октябрьской социалистической революции) и до распада СССР функционировала система органов власти – cоветов, которые совмещали функции исполнительных и представительных органов власти. Институт парламентаризма с присущими только парламенту как органу законодательной власти функциями и полномочиями должен был изменить систему функционирования государственных органов новой России.

Важными функциями Федерального Собрания РФ, кроме участия в законотворческом процессе, являются дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ и решение вопроса о доверии Правительству РФ, выдвижение обвинения против Президента РФ. Далее Правительство РФ обязано ежегодно представлять в Государственную Думу РФ отчеты о результатах деятельности. Однако Федеральное Собрание РФ не имеет полномочий позитивно или негативно отреагировать на отчет, например, не согласившись с ним.

Неприкосновенность сенаторов и депутатов РФ позволяет им осуществлять парламентский контроль в формах, предусмотренных ФЗ «О парламентском контроле». Основными формами контроля являются запросы палат и депутатские запросы, на которые должны быть подготовлены ответы в течение 15 дней. Также сенаторы и депутаты могут проводить парламентские расследования в соответствии ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания РФ». Для инициирования расследования необходимо принять решение не менее одной пятой от общего числа сенаторов или депутатов. Итогом расследования является доклад комиссии с обстоятельствами и выводами, а также предложениями, в частности, об освобождении от должности виновных лиц.

Какое правовое регулирование? Институт парламентаризма в РФ регулируется, прежде всего, но не только, правовыми нормами, которые в своей совокупности формируют подотрасль конституционного права -- избирательное право. Эти нормы содержатся в (1) Конституции РФ, в (2) ФЗ «О статусе сенатора РФ и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ», в (3) ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», (4) ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и (5) ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». На уровне субъектов РФ действуют соответствующие законы субъектов РФ (например, Избирательный кодекс города Москвы).
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Почему парламентаризм важен? Я считаю, что парламентаризм не является идеальной моделью организации государственной власти и может существовать при всех формах правления и политических режимах. Парламентаризм может быть действительным и вымышленным (псевдопарламентаризм), эффективным и не эффективным. Российский парламентаризм находится пока в зачаточном состоянии, и требуется большая работа по его совершенствованию. Прежде всего это касается вопросов, связанных с выборами в парламент (уточнение проходных барьеров для партий, установление оснований ответственности депутатов), с расширением полномочий по парламентскому контролю за деятельностью Президента РФ и с большей эффективностью парламентских расследовании, к которым можно было бы подключать независимых журналистов.

Парламент, как мне представляется, долен не только участвовать в законотворческом процессе, но выяснять причины экзистенциальных для общества проблем и способствовать выработке механизмов их преодоления. Так, в рамках парламентских расследований следует изучать способы преодоления демографического кризиса; возможность замены иностранных инвестиций ограничением вывода капитала за пределы РФ, чтобы использовать прибыль как источник финансирования новой инфраструктуры; вырабатывать механизмы развития созидательного труда, чтобы заменить иностранные компетенции. К таким парламентским расследованиям следует обязательно привлекать ученых-теоретиков, ученых-практиков и лиц, занимающихся самостоятельным решением проблем. Такая совокупная деятельность парламента, в итоге, будет направлена на повышение благосостояния нашего общества во всех сферах общественной жизни.
3. С чем не стоит путать
Парламентаризм как система может существовать на основе (1) принципа разделения властей или (2) принципа народного представительства. Так, например, Верховный Совет СССР формально считался парламентом, но во многом действовал как орган народного представительства без возможности принимать законы на системной основе. Вместо законов системно принимались постановления Правительства СССР. Современный российский парламентаризм основан, прежде всего, на принципе разделения властей.
4. История развития
Парламентаризм как система может существовать на основе (1) принципа разделения властей или (2) принципа народного представительства. Так, например, Верховный Совет СССР формально считался парламентом, но во многом действовал как орган народного представительства без возможности принимать законы на системной основе. Вместо законов системно принимались постановления Правительства СССР. Современный российский парламентаризм основан, прежде всего, на принципе разделения властей.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/fcc657959f926c4789145be24f0fcf3a/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
2024-10-05 09:35 Разбор эссе прошлых лет