Темы

Культура межнациональных отношений


Вернуться назад


Культура межнациональных отношений

1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
  6. факторы/условия возникновения и существования;
  7. преимущества и недостатки;
  8. последствия
Культура межнационального общения (отношений) – совокупность (1) знаний и умений, а также (2) адекватных поступков, межличностных контактов между представителей различных этнических общностей, позволяющих достигать взаимопонимания и исключать конфликтов. Высокая культура предполагает (1) уважительное отношение к конструктивным, человекосберегающим ценностям этнических общностей, (2) понимание баланса межнациональных интересов, (3) отсутствие во взаимоотношениях дискриминации, уничижения ценностей других этнических общностей и исключительности своих ценностей. Низкая культура отношений предполагает умышленное умаление ценностей иных этнических общностей, грубое навязывание собственных, провоцирование этнических конфликтов.

Этническая общность — это устойчивая социальная группа людей, исторически возникшая и обладающая общими этническими признаками: языком, традициями (историей), культурой (иногда религией), территорией и самосознанием. Обычно этнические общности различаются на следующие: род, племя, народность и нация. Самыми важными понятиями при рассмотрении этнических общностей, по мнению известных социологов – С.М. Широкогоров и А.Г. Дугин (в книге «Этносоциология»), являются (1) этнос и (2) народ.

Этнос (русские, якуты, ханты) – есть группа людей, (1) говорящих на одном языке; (2) признающих свое единое происхождение; (3) обладающих комплексом обычаев, отличаемых от обычаев других групп. Народ, по А.Г. Дугину, -- это этнос, наделен общностью проекта, он хочет сделать то, чего еще нет, достичь новой миссии: сформировать новые (1) государство, (2) религию или (3) цивилизацию (в том числе, ценностные ориентиры или духовные ценности для группы этносов). В понимании Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли» народ – это пассионарный этнос.

Важным фактором формирования высокой культуры межнациональных отношений являются существующие в обществе человекосберегающие, конструктивные духовно-нравственные ценности. Так, духовно-нравственными ценностями являются, прежде всего, идеи и идеалы, которые циркулируют в (1) обществе в целом и внутри (2) отдельного человека, служащие для него ориентиром и помогающие ему принимать правильные решения. Ценности не существуют как материальные объекты, но они имеют значимость или валидность в каждом конкретном обществе. Так, по мнению известного философа Ф. Хайека, базовые ценности сформировались в результате эволюции общества -- ценности биологически «унаследованы», культурно «опробованы» и лишь в последнюю очередь рационально «спланированы». Примерами таких ценностей могут быть (1) жизнь, (2) достоинство, (3) служение Отечеству и ответственность за его судьбу, (4) крепкая семья, (5) гуманизм, милосердие, справедливость, (6) историческая память и преемственность поколений.

Духовные ценности, формируемые в обществе, в том числе государством, могут выполнять функцию неформального социального института. Так, известный экономист А.А. Аузан делит социальные институты по возможности организованного принуждения на (1) формальные (регулируемые социальные нормами – семья, система образования) и (2) неформальные (ценности, в том числе духовные ценности). В ситуации, когда для члена общества не существует заранее сформированной правильной модели поведения – в том числе в ситуации взаимодействия с представителями иной этнической общности, то его действия формируются на основании сформированных духовныхценностей.

Важной стороной развития культуры межнационального общения является воспитание уважительного отношения к конструктивным ценностям иных этнических общностей. Так, известный педагог В. А. Сухомлинский считал, что межнациональная терпимость является важнейшим элементом духовной культуры личности. Более того, в статье 26 Всеобщей декларации прав человека предусмотрено: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами». Конечно, важную роль играет государственное воспитание и обучение через призму патриотизма и гражданственности, но не через призму идеологий шовинизма, космополитизма, искусственного интернационализма, национализма и этнонационализма.

Для предотвращения конфликтов на национальной почве важно обеспечивать социальное и экономическое равенство. Так, государство, по мнению известного экономического географа Зубаревич Н.В., должно смягчать социальное неравенство (то есть обеспечивать доступность, прежде всего, к образованию, медицинскому обслуживанию, социальной мобильности в обществе). Более того, в ситуации экономического благополучия этнические общности могут быть недовольны навязыванием несвойственных им этно-культурных ценностей.

Культура межнациональных отношений во многом регулируется социальными нормы морали и нравственности, духовно-культурными ценностями, привитыми в том числе через воспитание и образование. В целом, формирование конструктивной культуры отношений является частью национальной политики в России. В этом контексте национальная политика регулируется Конституция РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, ФЗ «О безопасности» и ФЗ «О стратегическом планировании в РФ». Важным актом регулирования также является «Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» («Стратегия нацполитики»), утвержденная указом Президента РФ.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
  2. социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
  3. духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
  4. политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Я полагаю, что для стабильного существования и поступательного функционирования российского общества необходимо обучать детей и молодежь важности не только экономических, но и национальных, и межконфессиональных отношений. На практике это должно проявляться не просто в толерантности, а в уважительном отношении к конструктивным традициям этнических общностей при едином правовом поле по всей стране. Более того, на государственном уровне национальная и демографическая политики должны взаимно дополнять друг друга, например, так, чтобы увеличение населения шло не за счет родственников от трудовых мигрантов, а за счет иных мер – ограничения крепкого алкоголя и единовременных крупных выплат на второго и третьего ребенка.

Я полностью согласен с пунктом 11.1 Стратегии нацполитики, в соответствии с которым национальные отношения в России должны быть направлены на формирование единой российской гражданской идентичности, основанной на сохранении русской культурной доминанты. Это не значит, что современное российское общество должно, например, полностью исповедовать православие, но оно должно объединяться вокруг единого культурного (цивилизационного) кода, который базируется на сохранении и развитии (1) русской культуры и языка, (2) исторического и культурного наследия всех народов России, (3) традиционных духовых ценностях. Для поддержания монолитности цивилизационного кода Россия должна приступить к активному созданию в странах бывшего СССР (прежде всего Средней и Центральной Азии) русских школ и филиалов российских высших учебных заведений, которые на месте могут обучать людей ценностным ориентирам, соответствующим российскому обществу. В дополнение, любые квазигосударственные, зачастую деструктивные этнические образования, типа диаспор и землячеств, не признающие единый российский цивилизационный код, должны полностью запрещаться как экстремистские и поощряющие социальные конфликты в нашем обществе.
3. С чем не путать
Воспитание культуры межнациональных отношений следует отделять от толерантности и идеологии мультикультурализма. Так, толерантность призывает к принятию наличия ценностных ориентиров иных этнических общностей вне зависимости от того, являются ли они конструктивными (человекосберегающими) или деструктивными (расчеловечивающими). В таком контексте толерантность порождает лишь скрытую неприязнь к деструктивным ценностям со стороны иных этнических общностей и содержит потенциал для конфликта. Именно поэтому в рамках обучения культуре взаимоотношений необходимо вычленять конструктивные и деструктивные ценности.

Проблема мультикультурализма (то есть политики сохранения и развития культурных различий, в том числе различных этнических групп) – заблуждение о совместимости всех цивилизаций и культур. В России мультикультурализм пытаются обосновать ссылкой на то, что в нашей стране мирно живут вместе многие народы разных культур, цивилизаций, иногда на разной стадии экономического и социального развития. Однако такое мирное сожительство возможно в условиях численного и культурного преобладания (но не исключительности) русского этноса, доминанты русской культуры, объединяющих основ русского языка и традиционных ценностей. Мультикультурализм в виде толерантности к привнесённым (в том числе мигрантами) инородным духовно-нравственным ценностям — это опасность распада страны, социальных конфликтов или гражданской войны (как пример, ситуация в таких образцах мультикультурализма, как Бельгия и Швеция).

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/fc7f60938c9fc06a5541a46156510a61/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Социальная сфера