Темы

Источники права, их виды


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Понятие «источник права» может рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, как источник происхождения права. В этом случае выделяют факторы происхождения (экономические, социальные, географические, климатические) и могут обсуждать теории происхождения права. Во-вторых, источник права рассматривается в формально юридическом смысле, когда понятия «источник права» и «форма права» становятся равнозначными.

В формально юридическом понимании источники права — это способы закрепления и выражения правовых норм, посредством которых нормы приобретают общеобязательный характер. Такими формами являются: (1) нормативный правовой акт, (2) юридический прецедент, (3) правовой обычай, (4) нормативный договор, (5) религиозные источники, (5) правовая доктрина и (6) общепризнанные принципы и нормы международного права. Важно, что все указанные источники порождают именно правовые нормы, то есть установленные или санкционированные государством общие правила поведения, регулирующие общественные отношения и носящие обязательный характер.

Основным источником права является нормативный правовой акт — юридический (1) документ, издаваемый (2) органом государственной (или иной публичной власти, например, орган местного самоуправления) власти (3) в установленном порядке и (4) содержащий общеобязательные правила поведения (нормы права). Законы имеют высшую юридическую силу, а подзаконные акты издаются на основании и во исполнение закона. По своей сути законы и подзаконные акты являются источниками права, то есть способами закрепления и выражения правовых норм, посредством которых нормы приобретает общеобязательный характер.

Нормативные правовые акты можно классифицировать по отраслям права, например, на конституционные, административные, уголовные, гражданские и иные. Поскольку Россия является федеративным государством, то нормативные акты также делятся на федеральные и акты субъектов федерации. По территории действия нормативные правовые акты можно разделить на общегосударственные, региональные и местные. По субъектам, принимающим нормативные акты, можно выделить акты главы государства – указы Президента РФ, акты парламента – постановления Государственной Думы РФ, акты правительства – постановления Правительства РФ, акты иных органов власти – приказы министерств, ведомств и служб.

Важно, что подзаконные нормативные правовые должны конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Саму иерархию законов в России можно представить так: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы (в том числе, кодексы), законы субъектов РФ. Законы РФ и субъектов РФ принимаются по наиболее важным вопросам в пределах компетенции полномочий, предусмотренных Конституцией РФ.

Конституция РФ предусматривает три сферы ведения: (1) сфера исключительного ведения РФ; (2) сфера совместного ведения и (3) сфера исключительного ведения субъектов РФ. Так, в рамках исключительного ведения РФ могут приниматься только федеральные конституционные или федеральные законы, например, ФКЗ «О правительстве РФ» или ФЗ «О защите конкуренции». В рамках же исключительной компетенции субъектов РФ принимаются только законы субъектов РФ, а в рамках сферы совместного ведения могут приниматься как федеральные, так и региональные законы.

Правовой обычай как источник права порождает правила поведения, сложившиеся в результате его многократного и длительного применения, признаваемые и защищаемые государством как общеобязательное. Обычаи, как правило, региональные и должны быть заранее известны участникам отношений. Примерами такого рода обычаев могут служить обычаи делового оборота.

От обычаев делового оборота отличается правовое обыкновение – тоже отдельный источник права. Отличия состоят в том, что обыкновение становится обязательным для сторон договора только в том случае, если стороны сделали к нему прямую отсылку. Так, в договоре поставки может быть сделана отсылка к международным правилам поставки Инкотермс, которые становятся обязательными для сторон договора.

Религиозные каноны — это морально-этические установки, регулирующие поведение верующих, закрепленные в религиозных источниках и признаваемые государством в качестве общеобязательных. Данная форма права имеет место в клерикальных и теократических государствах, в частности, в мусульманских странах. Правовая доктрина — это выводы и умозаключения юристов (ученых или практиков), сформулированные в процессе изучения правовой действительности. Такая форма права используется, в основном, в сфере международного публичного права и в англосаксонской правовой семье.

Под юридическим прецедентом понимается решение суда или иного компетентного органа по конкретному делу, являющееся моделью для принятия в последующем решений по аналогичным делам. В отличие от нормативных правовых актов судебное решение по конкретному делу всегда является актом применения права. В России официально не признается данная форма права.

Нормативный договор -- это двух- или многостороннее соглашение, выражающее волю его участников и содержащее общеобязательные предписания. Такой источник права получил широкое распространение в сфере межгосударственных отношений. Общепризнанные принципы и нормы международного права -- это правила международно-правовой практики, не получившие отражения в нормативных документах, но признаваемые конкретным государством как обязательные. В России, после внесенных в 2020 году изменений в Конституцию РФ, общепризнанные принципы не превалируют над национальными правовыми нормами.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю, что источники права должны порождать такие правовые нормы, которые направлены на повышение благосостояния общества в различных сферах жизни: социальной, экономической, культурно-духовной и политической. Так, например, субъекты РФ должны заниматься активным регулированием вопросов, относящихся их ведению, прежде всего, в социальной сфере и относительно человеческого капитал и научно-технического прогресса. Например, для преодоления демографического кризиса, для понижения смертности субъекты РФ могут самостоятельно принимать нормативные акты о (1) запрете продажи крепкого алкоголя в жилых домах, (2) запрете продажи любого алкоголя в формате он-лайн, (3) установлении высоких цен на табачные и иные курительные изделия с постепенным абсолютным запретом для определенных возрастов. Результатом такого нормотворчества могло бы стать предотвращение избыточной смертности в России от крепкого алкоголя и курения в 500 000 человек в год.
3. С чем не следует путать
Источники права отличаются от источников иных видов социальных норм. Так, источниками иных видов социальных норм являются обычаи, традиции, ритуалы, обряды, религиозные нормы, догмы, нормы морали и этики, корпоративные и политические нормы. Социальные нормы не являются обязательными для всего общества, и их исполнение не подтверждено возможностью государственного принуждения.

Не могут считаться источниками права и индивидуальные акты, акты применения права и акты локального характера, не исходящие от органов государственной власти. Так, в рамках гражданского права часто используются уставы различных юридических лиц или их внутренние регламенты. Они обязательны лишь для тех, кто их принял соответствующие акты или входит в состав органов управления юридических лиц.

Источники права следует отличать от источников правоотношения. Источниками правоотношения являются не способы закрепления правовых норм, а конкретные жизненные обстоятельства, в связи с наступление которых правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Так, международные договоры между публично-правовыми образованиями являются источником права. Между тем гражданско-правовые договоры, стороной которых также могут быть публично-правовые образования, являются источниками гражданских правоотношений, но не источниками права.
4. История развития, теории происхождения
С точки зрения истории я знаю, что первым писанным нормативно-правовым актом считаются законы Хаммурапи. Эти законы были высечены на каменной стеле в восемнадцатом веке до нашей эры. Первым письменным источником права Древней Руси считается «Русская Правда». Этот сборник правовых норм был подготовлен во времена правления Ярослава Мудрого примерно в начале 11 века.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/f9a5fa6c3f96cc0c12006ad782096de0/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Право»