Темы

Человек как духовное существо


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Человек – это уникальное существо, в котором одинаково сильно проявляется как биологическая, так и социальная составляющая. Первая заложена в нас на генетическом уровне и определяет наш темперамент. Вторая формируется в процессе социализации и оказывает значительное влияние на индивидуальностьсовокупность биологических, психологических и социальных свойств, составляющих своеобразие индивида. Составляющими индивидуальности являются темперамент, характер, интеллект, мировоззрение, в том числе накопленные знания и жизненный опыт.

Указанное выше двуединство природы человека не исключает наличие у человека внутреннего, духовного мира. В научном понимании духовный мир людей включает богатство чувств и достижения разума. В религиозном понимание духовный мир связан с верой в Бога или вышестоящий непознаваемый, трансцендентный разум. Духовный мир определяет человека в качестве духовного существа, которое обладает специфической духовной жизнью.

Духовная жизнь человека является комплексной системой, внутренним миром, состоящим из духовных потребностей (в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры), знаний, мышления, веры, чувств и переживаний, стремлений и целей. Духовная жизнь во много является рефлексией, осознанием себя, общества и природы вокруг себя, взаимоотношений человека с обществом и природой. Как говорил философ Г. Гегель: «Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот». Это значит, что духовная жизнь расширяет горизонты возможностей человека, позволяет ему изменяться в течение жизни – менять направления деятельности, взгляды, а не утихать и прозябать, не понимая, в чем смысл его существования («кризис среднего возраста»).

Для духовной жизни человека характерны три основные вида познания, которые во многом отличается методом познания и способами восприятия получаемого знания. Так, наука – как способ познания – полностью рациональна, обладает основным методом (экдспериментом). Религия (вера) имеет более обширный предмет познания, чем наука (пытается понять трансцендентное), воздействует на чувства и на разум (смотри трактат И. Канта «Религия в пределах только разума»), основной метод – претерпевание субъективного опыта общения с Богом. Искусство как способе познания осуществляет воздействие на чувства.

Далее, важным элементом духовной жизни являются духовные ценности – это, прежде всего, идеи и идеалы, которые циркулируют в (1) обществе в целом и внутри (2) отдельного человека, служащие для него ориентиром и помогающие ему принимать правильные решения. Так, ценностные ориентиры через самосознание помогают принимать правильные решения и оценивать поступки: он поступил хорошо или плохо. Система ценностей индивидуальна для каждого человека; она, во многом, формирует его мировоззрение и такое социальное явление как личность, то есть совокупность социальных качеств индивида, которые он реализует в своей общественной (но не личной) жизни.

Наличие ценностей во многом отличает человека от животного, делает человека духовным существом. Сформированные в обществе ценностные идеи интерриоризируются или усваиваются (или не усваиваются) конкретным человеком. При этом ценности не просто чувствуются (так чувства субъективны, а базовые ценности на уровне идей в обществе объективны), а осознаются разумом человека – так, в «Критике способности суждения» И. Кант утверждает: «...если бы мир состоял из одних только безжизненных или отчасти из живых, но лишенных разума существ, то существование такого мира не имело бы никакой ценности, так как в нем не было бы существа, которое имело бы хотя бы малейшее понятие об этой ценности».

Духовные ценности в зависимости от того, на чём основана их значимость можно разделить на (1) философские (судьба, память); (2) социально-нравственные (гуманизм, верность); (3) эстетические (гармония), (4) религиозные (прощение) и (5) экзистенциальные (материнство). В контексте современного развития общества особенно важным является разделение духовных ценностей на традиционные и нетрадиционные. Так, традиционные духовные ценности в России можно определить как нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе гражданской идентичности укрепляющие гражданское единство. Примерами таких ценностей являются (смотри указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей») выделяют следующие основных традиционных ценностей): (1) жизнь, (2) ответственность за его судьбу, (3) крепкая семья, (4) созидательный труд и (5) приоритет духовного над материальным.

Для многих людей приоритет духовных ценностей над материальными потребностями становится важным качеством -- духовностью. Так, известный богослов и философ Ф. Аквинский выделял три вида существ: ангелов, которые живут в духовном мире; животных, которые живут в материальном мире, и людей, которые находятся как в духовным, так и материальным миром. Интересно, что только духовные, будучи ответственными и добродетельными гражданами, по мнению Платона, вправе пользоваться политическими и гражданскими и свободами. Духовность, в итоге, делает человека не просто биосоциальным существом, а духовным существом, очевидно, отделяя от иных существ, обладающих сознанием.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я полагаю, что мы должны использовать духовные начала в человеке для повышения благосостояния (общее гармоничное благо жизни в понимании Платона) российского общества в каждой из сфер общественной жизни: социальной, экономической, духовно-культурной и политической. Этому должно способствовать разъяснение того, как традиционные духовные ценности можно использовать в практике функционирования нашего общества и государства. В частности, я считаю, что для преодоления демографического кризиса необходимо на государственном уровне пропагандировать ценности многодетной семьи, сделать многодетность модным явлением. Государство, при этом, должно стимулировать рождаемость второго и третьего ребенка посредством единовременных крупных выплат и существенно повысить ежемесячные пособия хотя бы до уровня 200 000 – 250 000 рублей.

Особенно важно осуществлять обучение детей и молодежи традиционным духовным ценностям. Такое обучение должно обязательно осуществляться через призму народной культуры – это должно выражаться в изучении, прежде всего, классической русской литературы и истории России. Так, Л.Н. Толстого утверждал: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание». При этом важно, чтобы традиционные для России религиозные конфессии участвовали бы в обучении традиционным духовным ценностям, но не вторгались в предметы естественно-научного знания (прежде всего, в физику и биологию), которые необходимы для научно-технического прогресса нашего общества.
3. Примеры из практики
В современном высокотехнологичном мире все чаще поднимается вопрос о том, должен ли искусственный интеллект обладать каким-либо правами – личными, гражданскими, политическими. Дело в том, что сознание или его прообраз начинается появляться у неживых сущностей, например, у приборов с нейросетями, таких, как GPT- чат. Уже несколько лет существуют антропоморфные роботы –типа iCub, созданные для исследования искусственного интеллекта и переживания ощущений, сходных с ощущениями человека – вплоть до ощущения смерти. В этом контексте -- к каким правовым последствиям это приведет, нужно ли будет распространить на таких существа «концепцию человека» и защищать их права?
4. С чем не следует путать
Важно осознавать, что духовные ценности не должны полностью заменять необходимость удовлетворения материальных (особенно, потребительских) потребностей, что может стать причиной деградации нашего общества и социальных конфликтов. По мнению известного экономиста А.А. Аузана, в СССР не было сформировано потребительского общества, многие бытовые, материальные потребности потребителей, объективно, не удовлетворялись. Это способствовало распаду СССР, когда каждая союзная республика считала, что по отдельности будет жить существенно лучше. Естественно, чтобы не повторить ошибки распада СССР, нам всем нужно формировать общество с учетом традиционных ценностей, но при этом оставляя общество светским с элементами потребительского общества (развивая для этого малый и микробизнес).

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/7b8e7aa97b2ba9d1e2c236e6685ef2f7/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
2024-09-23 14:49 Занятия: блок «Человек и общество