Темы

Мировоззрение


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Мировоззрение – это целостная система (1) взглядов, оценок и представлений о мире (природе), обществе, культуре, формирующаяся на основе фактических знаний, жизненного опыта, а также (2) ценностей, идей и идеалов, которые циркулируют в обществе в целом и внутри отдельного человека. Возможность формирования любого мировоззрения прямо предусмотрено статьей 28 Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода совести … включая право … свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Важно, что мировоззрение составляют такие убеждения о мире или ценностях, которые человек считает правдивыми или истинными.

Целостность мировоззрения заключается в том, что при появлении новой информации, не вписывающейся в мировоззрение, придумывает для нее объяснение, позволяющее устранить противоречие. Мировоззрение также охватывает всю личность человека, а не только какие-то части (профессиональные навыки, знания) личности. Важно отметить, что иногда ценностные ориентиры могут напрямую не совпадать с мировоззрением как преставлении о мире – так, при наличии научного мировоззрения об устройстве мира некоторые ученые могут иметь религиозные убеждения (Ж. Леметр – священник и астрофизик). Более того, несмотря на то, что мировоззрение человека субъективно, оно объединяет людей в социальные группы со схожим мировоззрением.

Структура мировоззрения – это (1) знания и убеждения, (2) ценности и ценностные ориентиры и (3) действия на основе знаний и ценностных ориентиров. Конечно, мировоззрение как часть духовного мира человека, во многом, формируется через познание. Для духовной жизни человека характерны три основные вида познания, которые во многом отличается методом познания и способами восприятия получаемого знания: наука – полностью рациональна; религия (вера) -- предмет познания и где-то превышает науку (пытается понять трансцендентное), воздействует на чувства и на разум (смотри трактат И. Канта «Религия в пределах только разума»), основной метод – претерпевание субъективного опыта общения с Богом; искусство -- воздействует на чувства.

Далее, важным элементом мировоззрения являются ценности и ценностные ориентиры – идеи и идеалы, которые циркулируют в (1) обществе в целом и внутри (2) отдельного человека, служащие для него ориентиром и помогающие ему принимать правильные решения. Ценности не существуют как материальные объекты, но они имеют значимость или валидность в каждом конкретном обществе. Так, по мнению известного философа Ф. Хайека, базовые ценности сформировались в результате эволюции общества -- ценности биологически «унаследованы», культурно «опробованы» и лишь в последнюю очередь рационально «спланированы». В результате эволюции в обществе закрепились только те базовые ценности, которые помогли ему выживать и развиваться. В итоге, именно фундаментальные ценности формируют в выживших и развитых обществах цивилизацию и возвышенную культуру.

Мировоззрение возможно разделить на две большие части: (1) мировоззрение о природе (возможно назвать естественно-научным мировоззрением) и (2) социально-гуманитарное мировоззрение (об обществе и человеке). Так, естественно-научное мировоззрение формирует у человека картину мира с точки зрения объективно существующих физических законов. Социально-гуманитарное мировоззрение формирует его понимание и ощущение, как должно и может развиваться общество и природа человека с точки зрения социальной и духовной, а не биологической основы. Именно социально-гуманитарное мировоззрение формирует повестку, будет ли общество развиваться по либеральному, рыночному пути или по традиционному, не мракобесному, но человекосберегающему направлению.

Наличие ценностей во многом отличает человека от животного, делает человека духовным существом. Сформированные в обществе ценностные идеи интерриоризируются или усваиваются (или не усваиваются) конкретным человеком. При этом ценности не просто чувствуются (так чувства субъективны, а базовые ценности на уровне идей в обществе объективны), а осознаются разумом человека – так, в «Критике способности суждения» И. Кант утверждает: «...если бы мир состоял из одних только безжизненных или отчасти из живых, но лишенных разума существ, то существование такого мира не имело бы никакой ценности, так как в нем не было бы существа, которое имело бы хотя бы малейшее понятие об этой ценности».

Обычно выделяют пять видов мировоззрения: (1) обыденное, (2) научное, (3) религиозное, (4) мифологическое и (5) философское. Так, научное мировоззрение формируется у людей, которые обычно обладают развитым критическим мышлением и склонны перепроверять факты, а религиозное мировоззрение формируется, как правило, у верующих людей. Обыденное мировоззрение формируется у каждого человека в процессе его повседневной жизни. Мифологическое же мировоззрение формируется при желании верить в мифы (особенно исторические или политические о формировании государства или общества). Философское мировоззрение характерно для людей склонных к рефлексии – осмыслению окружающей действительности.

Мировоззрение не является врождённой особенностью человека, он формируется и развивается в процессе социализации под влиянием общественного мировоззрения и идеологии (консерватизм, либерализм, социализм, фашизм), господствующего в конкретном обществе. Формирование мировоззрения начинается в раннем детстве -- родителями, семьей, наставниками. Далее в процессе социализации мировоззрение формируется культурой, традициями и стереотипами общества, в том числе религиозными и иными социальными нормами. Специализированное мировоззрения формируется в рамках общего и дополнительного среднего, а затем высшего или профессионального образования и в рамках самообразования.

Целостное мировоззрение, реализуя свою функцию, позволяет человеку избежать мировоззренческих кризисов и оставаться ответственной личностью в рамках общества. Оно расширяет горизонты возможностей человека, позволяет ему изменяться в течение жизни – менять направления деятельности, взгляды, а не утихать и прозябать, не понимая, в чем смысл его существования («кризис среднего возраста»). Главной социальной функцией мировоззрения – посредством духовных ценностей -- является формирование и поддержания единства и безопасности общества, предотвращения социальных конфликтов. Так, духовные ценности даже при разнообразии религий и этно-культурных особенностях народов и этносов, способны поддерживать единство посредством исторической памяти, единства героев, единого мышления (чему способствует государственный язык).

Наконец, духовные ценности, как часть мировоззрения, могут выполнять функцию неформального социального института. Так, известный экономист А.А. Аузан делит социальные институты по возможности организованного принуждения на (1) формальные (регулируемые социальные нормами – семья, система образования) и (2) неформальные (ценности, в том числе духовные ценности). Важно, что в ситуации, когда для члена общества не существует заранее сформированной правильной модели поведения, то его действия формируются на основании сформированных духовных ценностей.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я полагаю, что государство и наше общество (посредством социальных институтов -- семьи, системы обязательного и дополнительного образования – школы, кружки, церковные школы) должны участвовать в формировании светского и человекосберегающего мировоззрения. В частности, я считаю, что для преодоления демографического кризиса необходимо на государственном уровне пропагандировать ценности многодетной семьи, сделать многодетность модным явлением. Также следует пропагандировать созидательный труд и благотворительность (а не спекуляции на фондовом рынке). Предприниматели также должны осознавать, что заработанные в России капиталы следует не выводить за рубеж, а формировать потребительскую и промышленную инфраструктуру внутри страны.

Особенно важно осуществлять обучение детей и молодежи традиционным духовным ценностям, разъяснять их практическую значимость для последующей жизни. Так, традиционные для России религиозные конфессии могли бы участвовать в обучении традиционным духовным ценностям, но не вторгаться в предметы естественно-научного знания (прежде всего, физику и биологию), которые необходимы для научно-технического прогресса нашего общества. Необходимо дать возможность молодежи понять, что мифические, специально сконструированные ценности (свободный рынок или либертарианские свободы, в реальности -- произвол) не должны стать оправданием деструктивных действий -- разрушения страны и порождения социальных конфликтов. Именно непонимание иерархии ценностей, продвижение деструктивных для общества идей оставили в памяти многих людей Сахарова А.Д. и Солженицына А.И. (последнего Шолохов М.А. даже назвал «литературным власовцем») не в качестве достойного физика и писателя, а в качестве бездумных и опасных «политиканов».
3. С чем не следует путать
Мировоззрение следует отличать от идеологии -- совокупности взглядов, понятий, традиций, направленных на защиту интересов социальных групп, например, большей части населения страны. На основе, например, государственной идеологии, формируются отношения и наиболее важные социальные институты (государство, право, единая нация – как политические институты) во всех сферах жизни общества. Мировоззрение же, как правило, не имеет конкретной социальной направленности. Оно отвечает на наиболее важные для человека вопросы, прежде всего, о природе, обществе, трансцендентном начале, фундаментальных ценностях -- добре и зле, справедливости и несправедливости.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/150572dfb2cb9674da7e3ad517e25306/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Человек и общество