Темы

Понятие прогресса и регресса


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Прогресс и регресс часто используются для описания изменений или развития в областях человеческой деятельности или общественной жизни. Прогресс обычно ассоциируется с развитием, улучшением или движением вперед. Это может быть развитие науки, технологий, образования, социальных институтов. Прогресс характеризуется созданием новых идей, инноваций, технологий или методов, которые повышают благосостояние общества. Прогресс включает в себя увеличение доступности и стандартизации методов формирования личности, улучшение общественной инфраструктуры, уровня образования, социальной справедливости, прав, а не привилегий, человека.

Прогресс в обществе часто рассматривается через призму трех основных концепций: (1) эволюции, (2) революции и (3) реформ. Так, эволюция предполагает постепенное (без резких потрясений) и системное изменение общественных структур, институтов и ценностей (постепенное экономический и демографический рост, воспитание и обучение характерным для общества духовным ценностным ориентирам). Революция же -- это радикальные и существенные изменения в политической, социальной или экономической сфере, часто сопровождающиеся насильственными действиями (буржуазная -- Французская революция 1789 года, пролетарская -- Октябрьская революция в России в 1917 году). Наконец, реформы представляют собой кратковременные, достаточно резкие изменения в ограниченной сфере общественной жизни с целью улучшения условий или решения существующих проблем (например, отход от Болонской системы образования в России).

Регресс -- это ухудшение или откат в развитии или качестве жизни общества. Он может происходить в результате военных или социальных конфликтов, кризисов, неэффективного управления, экологических катастроф. Регресс может включать в себя утрату достижений, потерю знаний, технологий или социальных институтов, которые были ранее разработаны или достигнуты. В целом, регресс может приводить к ухудшению условий жизни, медицинской помощи, снижению уровня образования, деградации окружающей среды.

Важно, что концепцию прогресса можно считать глобальным ответом на фундаментальный вопрос – для чего живет современное человечество. Концепция прогресса окончательно сложилась в эпоху Просвещения и научной революции и заменила религиозную концепцию «града Божия на земле» (А. Блаженный). Если концепция «града Божия на земле» выражала стремление к созданию идеального общества, основанного на принципах добродетели, воплощающего идеалы духовного царства на земле, то такие мыслители, как Р. Декарт, Ф. Бэкон, Ж-Ж Руссо, Д. Дидро, рассматривали прогресс, основанный на науке и разуме, как основную цель развития человечества. Они считали, что прогресс в знании и технологиях могут постепенно улучшать условия жизни человека в экономике, социальной сфере, культуре и политике, формировать новые ценностные ориентиры, вплоть до новой морали и нравственности.

Критика теории постоянного прогресса содержится в книге известного социолога П. Сорокина «Социальные и культурные динамики». Он указывает на то, что общество может переживать как прогрессивные, так и регрессивные периоды. В то время как некоторые общества могут испытывать прогресс и улучшение в различных аспектах жизни (экономическом, социальном, культурном), другие могут сталкиваться с деградацией, разрушением социальных институтов. П. Сорокин указывал на растущее насилие, аморальность обществ, разрушение ценности семьи, на то, что вместо естественного прогресса общества сталкиваются с деградацией ценностных ориентиров. Это приводит к революциям и гибели обществ.

Иное мнение высказал современный популярный ученый С. Пинкер в книгах «Лучшее в нас. Почему насилия в мире стало меньше» и «Просвещение сейчас: Краткая история прогресса». С. Пинкер аргументирует, что вопреки многим распространенным представлениям о том, что мир становится хуже, существует множество доказательств того, что важные показатели качества жизни деле улучшаются. Он указывает на улучшение жизненных стандарты, развитие и доступность знаний и технологий, международное сотрудничества и, главное, на уменьшение насилия.

Наиболее очевидные результаты прогресса человеческого общества можно видеть в экономической сфере. Это проявляется в улучшении и количественном увеличении производственной и потребительской инфраструктуры, реальных располагаемых доходах, научно-техническом прогрессе – как факторе экономического развития. Однако возможность постоянного прогресса даже в экономической сфере была поставлена под вопрос книгой «Пределы роста» под общей редакцией Донелла Медоуза. В ней указывается, что экономический прогресс ограничен, с неизбежностью ведет к экологическому регрессу, к исчерпаемости природных ресурсов.

Прогресс в социальной сфере можно увидеть в доступности и повышении качества оказания медицинской помощи, доступности и обязательности образования, выплате пенсий и социальных пособий, обеспечении трудовых и социальных прав, борьбе с безработицей. При этом о потенциальных регрессивных тенденциях в этой сфере говорил Б. Шварц в книге «Парадокс выбора -- почему больше значит меньше». Он указывал, что при огромном выборе возможностей люди испытывают не радость от сделанного выбора, а разочарование от отказа от остальных возможностей. Таким образом, из-за современных доступных технологий люди перестают забояться о себе, ведут сидячий и замкнутый образ жизни, ленятся, в итоге, подорванное здоровье лечат передовыми способами, что не делает их и общество благополучнее.

Прогресс в духовно-культурной сфере вряд ли возможен по определению. Так, направления культуры не могут быть худшими или лучшими, они могут быть просто иными. Доступность информации и переизбыток массовой культуры не способствуют духовному развитию человека, в том числе как личности. Наряду с этой тенденцией во многих странах Запада агрессивно насаждается тоталитарный либерализм, трансгуманизм и ценности, направленные на отрицание природных качеств человека – пола, важности формирования семьи и рождения детей. Эти ценности направлены не на развитие, а скорее на угасание общества или вырождение человека.

Прогрессом в политике можно было бы назвать существующие и работающие социальные лифты, которые бы обеспечивали бы систематическую сменяемость элит, без социальных потрясений. Однако, в современной политике не сформированы более эффективные или справедливые способы достижения, передачи и удержания власти. Во многих странах существуют скрытые сословия – политическая элита. При этом безумие элит, когда демократия трансформировалась в популизм, сосуществует с безумием масс – которые на базе «критической расовой теории» требуют допуска к государственному или административному управлению не наиболее способных, а соответствующих расе, национальности или полу, гендеру.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Мне представляется, что основная суть прогресса заключаются в повышении благосостояния людей и нашего общества, в целом, во всех четырех сферах общественной жизни: экономической, социальной, духовно-культурной и политической. Повышение благосостояния должно обеспечить как эволюционный успех общества, так и разумный комфорт отдельного человека. Для этого в экономической сфере нужно преодолеть демографический кризис (стимулировать рождение второго и последующих детей, снизить смертность за счет существенного ограничения продажи крепкого алкоголя), в социальной – поддерживать многодетную семью и созидательный труд, а не спекуляции, в духовно-культурной сфере – проводить воспитание на основе светских, человекосберегающих ценностных ориентиров; в политической сфере – в политической сфере – разработать механизм сменяемости президентской власти и формировать восприятие государства как лаборатории сверхзадач.

Я убежден, что прогресс не сводится к материальным благам; обязательно должен быть духовный прогресс человека как личности, а не только прогресс комфорта для индивида. В этом контексте прогрессивные технологии должны, несомненно, внедряться в обществе, но с учетом ограничений – морально-нравственной, исторической, культурной, этнической, конфессиональной специфики общества. Прообраз таких практик описан в романе «Час Быка» известного фантаста И. Ефремова в виде органа морального ограничения науки – «Центра Мирового Содружества». Этот орган контролирует развитие и применение научных достижений, а также обеспечивает этическое и моральное руководство в технологическом прогресс. Вполне возможно, многие общества с неизбежностью придут к необходимости таких органов управления для решения, как минимум, вопросов клонирования человека и создания искусственного интеллекта.
3. С чем не следует путать
Прогрессу иногда противопоставляют такое понятие, как «прогрессорство», термин, введенный известными фантастами братьями Стругацкими, например, в «Трудно быть богом» и «Пикник на обочине». «Прогрессорство» проявляется в критическом отношении к идее прогресса, которая представлена в виде технических и научных достижений, но не всегда приводит к улучшению условий жизни. Стругацкие обращают особое внимание на важность сохранения человекосберегающих ценностей, моральных принципов и индивидуальности в мире прогресса и технологических изменений.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/2c8e450d990e1816886ff670b26b6253/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Общество