Темы

Административная ответственность


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
В соответствии с определением известного правоведа Алехина А.П., административная ответственность является разновидностью юридической ответственности и представляет собой претерпевание неблагоприятных последствий противоправного, виновного, антиобщественного (не общественно опасного) поведения в виде применения мер административного наказания. Административная ответственность в объективном понимании права является правовым институтом отрасли административного права. Основанием для привлечения к административной ответственности является признание виновным субъекта административного правоотношения в совершении административного правонарушения.

Упрощенно можно говорить о том, что административное правонарушение порождает административную ответственность. Более точно – административное правонарушение является источником (юридическим фактом) административного правоотношения. Для привлечения к ответственности необходимо наличие состава правонарушения, то есть наличие (1) субъекта, (2) субъективной стороны (прежде всего, вина), (3) объекта (виды защищаемых общественных интересов) и (4) объективной стороны (действия или бездействия, посягающего на защищаемые общественные интересы) правонарушения. Наличие (1) факта административного правонарушения и (2) признание субъекта виновным в совершении административного правонарушения является непосредственными основаниями для привлечения к административной ответственности. В таком понимании привлечение к административной ответственности является основанием для прекращения охранительной стадии административного правоотношения.

Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица. Специальными субъектами административной ответственности могут быть должностные лица, военнослужащие, иностранные граждане, управляющие автотранспортом лица. Важными условиями привлечение физических лиц к административной ответственности являются (1) достижение 16 лет и (2) вменяемость (состояние психики, при котором человек в момент совершения противоправного деяния может осознавать значение своих действий и руководить ими). Также в противоправных действиях физических лиц должна быть вина – умысел или неосторожность.

Далее, мера административного наказания – это мера ответственности за совершенное административное правонарушение. Она применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений. При этом административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административные наказания бывают основными (например, административный арест) и дополнительными (например, лишение специального права управления автотранспортом). Следует отметить то, что меры административного наказания предусмотрены не только в Кодексе об административных правонарушениях РФ. Дело в том, что административные правонарушения относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ, поэтому региональные КоАПы могу также устанавливать правонарушения, максимальной мерой административной ответственности по которым является административный штраф.

Интересным также является тот факт, что Налоговый кодекс РФ прямо предусматривает виды налоговых правонарушений (но не составы налоговых преступлений, которые содержатся в Уголовном кодексе РФ) и меры ответственности за них. Традиционно налоговое право является разновидностью финансового права и подотраслью административного права. Получается, что Налоговый кодекс РФ содержит нормы об административной ответственности по налоговым правонарушениям, которые прямо не предусмотрены в Кодексе об административных правонарушениях РФ.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
С учетом всего вышесказанного я полагаю, что отнесение вопросов административного регулирования к совместному ведению РФ и субъектов РФ является совершенно правильным. Предмет регулирования административного права широк, и специфику по ряду вопросов могут знать только региональные власти. Так, в некоторых субъектах РФ должны быть более детально прописаны нормы городского зонирования, в других -- правила пользования лесом, проведения охоты. В целом, получается, что отнесение вопросов административного регулирования к совместному ведению РФ и субъектов РФ соответствует духу федеративного устройства государства РФ.

Я также считаю, субъекты РФ должны заниматься активным регулированием вопросов, относящихся их ведению, прежде всего, в социальной сфере и относительно человеческого капитал и научно-технического прогресса. Например, для преодоления демографического кризиса, для понижения смертности субъекты РФ могут устанавливать административные штрафы за нарушение (1) запрета продажи крепкого алкоголя в жилых домах, (2) запрета продажи любого алкоголя в формате он-лайн, (3) норм о высоких ценах на табачные и иные курительные изделия. Результатом такого административного нормотворчества могло бы стать предотвращение избыточной смертности в России от крепкого алкоголя и курения в 500 000 человек в год.
3. С чем не следует путать
Административная ответственность существенным образом отличается от уголовной по субъекту. Так, если субъектом уголовной ответственности может быть только физическое лицо, то субъектом административной ответственности может быть как физическое, так и юридическое лицо. При этом исключена ситуация, когда одно и то же физическое лицо за одно и то же правонарушение может быть привлечено к административной и уголовной ответственности.

В отличие от указанного выше на практике возможны ситуации, когда за одно и то же правонарушение лицо будет привлечено к административной и гражданской ответственности. Например, виновник дорожно-транспортного происшествия может быть оштрафован за нарушение правил дорожного движения и при повреждении автотранспорта другого участника должен будет возместить причиненный ущерб. В некоторых случаях работник, привлечённый к административной ответственности, может быть также привлечен к материальной ответственности в виде обязанности возместить причинённый вред работодателю.

Наконец, виды административного наказания, которые являются мерами административной ответственности, следует отличать от мер обеспечения в рамках административного производства. Так, например, временный запрет деятельности в качестве меры обеспечения схож с административным приостановлением деятельности в виде меры административного наказания. Однако при наказании реализуется карательная функция и функция предупреждения новых правонарушений. Меры обеспечения направлены исключительно на создание предпосылок и условий для объективного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/d2a3fcbcce2f7daa7ddc051c7a06896d/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Право»