Вернуться назад
(Налоги и) фискальная политика
1. Определение, виды, свойства/признаки, функции
Фискальная (налогово-бюджетная) политика — это государственная политика, представляющая собой меры воздействия на экономику с помощью расходов или доходов государственного бюджета. Доходы бюджета формируются из пяти источников — это налоги и таможенные пошлины, которые составляют основную часть доходов государственного бюджета. Далее, неналоговые доходы, которые в свою очередь делятся на доходы от собственности государства и доходы от государственных функций. И, наконец, пятый источник — доходы от эмиссии гособязательств, то есть займы на рынке. В качестве инструмента фискальной политики также выделяют трансферты (выплаты госорганов без движения товаров и услуг) и государственные закупки товаров и услуг.
Фискальная политика делится на две составляющие: бюджетную политику и налоговую политику. Суть бюджетной политики, в целом, заключается не столько в формировании и исполнении сбалансированного бюджета, сколько в способности довести все расходы бюджета до потребителей расходов – работников бюджетной сферы, компаний госзаказа, потребителей социально значимых услуг – больниц, поликлиник, школ, детских садов. Основная цель бюджетной политики выражается в функции государства как распределителя в экономике – повышение благосостояния граждан путем возможно справедливого распределения государственных доходов.
Налоговая политика -- система мер по установлению видов налогов, величин налоговых ставок, круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, налоговых льгот. В зависимости от целей налогового регулирования выделяют следующие формы налоговой политики: (1) максимальных налогов – используется при недофинансировании бюджета или большом экономическом росте; (2) политика экономического развития -- связана с уменьшением налогового бремени предпринимателей; и (3) «смешанная» политика. При этом все налоги целом можно разделить на прямые и косвенные; налоги на физических или юридических лиц; и налоги на доходы от факторов производства – от труда (НДФЛ с заработной платы), капитала (НДФЛ на увеличение стоимости ценных бумаг) и недр (НДПИ).
Фискальная политика государства зависит от состояния экономики страны, то есть от того, на какой фазе экономического цикла находится страна: подъёме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то государственные органы – в России это Правительство РФ (в настоящий момент во главе с Д. Мишустиным) -- проводят стимулирующую(мягкую) политику. В контексте фискальной политики это заключается, прежде всего, в налоговых льготах, понижении экспортных пошлин, увеличенного государственного заказа на производимые товары. Если страна испытывает подъём и подходит к пику производственного роста, когда все производственные мощности загружены, то политика, наоборот, становится сдерживающей (жесткой).
Правовое регулирование фискальной политикой в России осуществляется на основании, прежде всего, Бюджетного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ и Таможенного кодекса ЕЭС. Далее, важными документами являются федеральные законы о федеральном бюджете, а также региональные законы о бюджетах на соответствующие годы в субъектах РФ. На местном уровне органы местного самоуправления принимают также местные правовые акты об утверждении бюджетов.
Фискальная политика делится на две составляющие: бюджетную политику и налоговую политику. Суть бюджетной политики, в целом, заключается не столько в формировании и исполнении сбалансированного бюджета, сколько в способности довести все расходы бюджета до потребителей расходов – работников бюджетной сферы, компаний госзаказа, потребителей социально значимых услуг – больниц, поликлиник, школ, детских садов. Основная цель бюджетной политики выражается в функции государства как распределителя в экономике – повышение благосостояния граждан путем возможно справедливого распределения государственных доходов.
Налоговая политика -- система мер по установлению видов налогов, величин налоговых ставок, круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, налоговых льгот. В зависимости от целей налогового регулирования выделяют следующие формы налоговой политики: (1) максимальных налогов – используется при недофинансировании бюджета или большом экономическом росте; (2) политика экономического развития -- связана с уменьшением налогового бремени предпринимателей; и (3) «смешанная» политика. При этом все налоги целом можно разделить на прямые и косвенные; налоги на физических или юридических лиц; и налоги на доходы от факторов производства – от труда (НДФЛ с заработной платы), капитала (НДФЛ на увеличение стоимости ценных бумаг) и недр (НДПИ).
Фискальная политика государства зависит от состояния экономики страны, то есть от того, на какой фазе экономического цикла находится страна: подъёме или рецессии. Если страна находится в рецессии, то государственные органы – в России это Правительство РФ (в настоящий момент во главе с Д. Мишустиным) -- проводят стимулирующую(мягкую) политику. В контексте фискальной политики это заключается, прежде всего, в налоговых льготах, понижении экспортных пошлин, увеличенного государственного заказа на производимые товары. Если страна испытывает подъём и подходит к пику производственного роста, когда все производственные мощности загружены, то политика, наоборот, становится сдерживающей (жесткой).
Правовое регулирование фискальной политикой в России осуществляется на основании, прежде всего, Бюджетного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ и Таможенного кодекса ЕЭС. Далее, важными документами являются федеральные законы о федеральном бюджете, а также региональные законы о бюджетах на соответствующие годы в субъектах РФ. На местном уровне органы местного самоуправления принимают также местные правовые акты об утверждении бюджетов.
2. Вывод и, по возможности, свое мнение относительно темы
Я убежден, фискальная политика в России, нацеленная на повышение благосостояния населения, должна снижать налоговую нагрузку на все виды инновационной и высокотехнологической деятельности. В рамках фискальной необходимо проводить существенное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) и теоретической науки, поскольку научно-технический прогресс – основанной фактор экономического роста. Государство может также использовать бюджетные средства для кредитования оплаты принудительных лицензий, особенно сейчас, когда иностранные патентообладатели препятствуют использованию своей интеллектуальной собственности. Вопрос с такими лицензиями особенно критичен в программном обеспечении, производстве лекарств и различных биохимических ингредиентов (добавок, присадок), семенной и племенной фонд, промышленных технологиях.
При реализации фискальной политики в РФ должны учитываться положительно-обратные связи между собираемыми налогами/сборами и финансируемыми расходами. Я понимаю, что налог – обязательный, индивидуально безвозмездный, но, как правило, нецелевой платеж. Но, например, повышение ставки налога на доходы физических лиц с 13% до 15% используется для финансирования лекарств детям с орфанными заболеваниями. В Финляндии, например, сбор с продажи алкоголя используется для финансирования НИОКР, то есть для стимулирования технологического прогресса в обществе.
Мне видится, что сбалансированность бюджета РФ не должна считаться приоритетом при реализации фискальной политики. Правительство РФ может иметь дефицитный бюджет и осуществлять бюджетные расходы в рамках проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), а не простыми «кейнсианскими» методами путем масштабного вливания финансовых средств, иначе деньги уйдут на спекуляции в фондовом рынке. Такое финансирование проектов не увеличит инфляцию, которая растет, только если не создаются новые или не обновляются производственные мощности.
Нужно обязательно избегать ситуации вновь формирования стабилизационного фонда за счет доходов бюджета. Дело в том, что так деньги изымаются из экономики, что уменьшает возможность экономического роста. Более того, как показала практика введения незаконных экономических ограничений против РФ, резервы стабилизационного фонда, размещенные в иностранных валютах или иностранных ценных бумагах, могут быть заморожены недружественными странами по геополитическим мотивам.
При реализации фискальной политики в РФ должны учитываться положительно-обратные связи между собираемыми налогами/сборами и финансируемыми расходами. Я понимаю, что налог – обязательный, индивидуально безвозмездный, но, как правило, нецелевой платеж. Но, например, повышение ставки налога на доходы физических лиц с 13% до 15% используется для финансирования лекарств детям с орфанными заболеваниями. В Финляндии, например, сбор с продажи алкоголя используется для финансирования НИОКР, то есть для стимулирования технологического прогресса в обществе.
Мне видится, что сбалансированность бюджета РФ не должна считаться приоритетом при реализации фискальной политики. Правительство РФ может иметь дефицитный бюджет и осуществлять бюджетные расходы в рамках проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), а не простыми «кейнсианскими» методами путем масштабного вливания финансовых средств, иначе деньги уйдут на спекуляции в фондовом рынке. Такое финансирование проектов не увеличит инфляцию, которая растет, только если не создаются новые или не обновляются производственные мощности.
Нужно обязательно избегать ситуации вновь формирования стабилизационного фонда за счет доходов бюджета. Дело в том, что так деньги изымаются из экономики, что уменьшает возможность экономического роста. Более того, как показала практика введения незаконных экономических ограничений против РФ, резервы стабилизационного фонда, размещенные в иностранных валютах или иностранных ценных бумагах, могут быть заморожены недружественными странами по геополитическим мотивам.
3. С чем не следует путать и какие отличительные критерии – от 5 критериев
Важно понимать, что фискальная (то есть налогово-бюджетная) политика государства и денежно-кредитная политика (ДКП) должны дополнять друг друга в стимулировании экономического роста. Так, ДКП -- это макроэкономическая политика денежных властей по управление денежным рынком. Она состоит из двух частей: (1) денежной политики – прежде всего, разумной и достаточной эмиссией денежных средств, и (2) кредитной политики – создания условий для доступного кредита (прежде всего через ставку рефинансирования) как основного источника внутреннего финансирования экономики. При негативных ситуациях в экономике – резкие колебания курса национальной валюты, повышенная инфляция – ДКП является наиболее быстрым методом нормализации ситуации в краткосрочной.
Более того, фискальная политика и ДКП не должны осуществляться в отрыве от эффективного валютного контроля. Валютным контролем являются меры, предусматривающее введение разрешительного порядка по валютным операциям (в том числе спекулятивным валютным свопам) и операциям по выводу капитала за границу. Например, в соответствии с ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Банк России вправе обязать экспортеров российских товаров продавать в обязательном порядке определённый размер валютной выручки – это, как правило, удерживает рубль от девальвации.
Банк России также вправе ограничить предельный объем валюты, которые физические и юридические лица вправе выводить за границу в течение месяца. В отсутствие валютных ограничений предприятия и коммерческие банки также могут направлять получаемые от государства денежные средства на приобретение иностранной валюты, подрывая устойчивость рубля. В конечном итоге, это может приводить к существенному понижению уровня благосостояния населения.
Более того, фискальная политика и ДКП не должны осуществляться в отрыве от эффективного валютного контроля. Валютным контролем являются меры, предусматривающее введение разрешительного порядка по валютным операциям (в том числе спекулятивным валютным свопам) и операциям по выводу капитала за границу. Например, в соответствии с ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Банк России вправе обязать экспортеров российских товаров продавать в обязательном порядке определённый размер валютной выручки – это, как правило, удерживает рубль от девальвации.
Банк России также вправе ограничить предельный объем валюты, которые физические и юридические лица вправе выводить за границу в течение месяца. В отсутствие валютных ограничений предприятия и коммерческие банки также могут направлять получаемые от государства денежные средства на приобретение иностранной валюты, подрывая устойчивость рубля. В конечном итоге, это может приводить к существенному понижению уровня благосостояния населения.
- Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/ca9d730c10808eaebe31e2c44cbfb552/
- Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
- Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg · Глазьев С.Ю. Управление развитием экономики: курс лекций. Лекция 14 и заключение.
- Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/