Темы

Экономические функции государства в рыночной экономике


Вернуться назад


1.Общее – простые факты из ЕГЭ:
основа:
  1. определение;
  2. объективное или субъективное понимание;
  3. источник правоотношения;
  4. структура: субъект и объект;
  5. содержание: субъективные прав и юридические обязанности;
  6. предмет и метод регулирования;
  7. норма, институт, подотрасль, отрасль;
  8. источник права.
Под экономическими функциями государства понимаются основные направления его деятельности по решению задач, прежде всего, в экономической и социальной сферах общественной жизни. Экономические функции предопределяют цель, которую государство стремится достигнуть в экономической и социальной сферах, а также способы и средства достижения такой цели. Фактически экономические функции определяют предмет и метод государственной деятельности в указанных сферах общественной жизни.

Рыночная экономика является разновидностью экономических систем, то есть разновидностью упорядоченной системы связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг. Теория рыночной экономики выросла на идеях меркантелистов, прежде всего У. Петти об источнике происхождения богатства, где богатство отождествлялось с деньгами. Далее, А. Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» разработал основные признаки рыночной экономики: (1) преобладание частной собственности; (2) минимальная роль государства в регулировании экономики; (3) рынок как децентрализованный и конкурентный механизм формирования цен на товары, работы и услуги.

В целом, все экономические функции государства по направленности воздействия можно разделить на внешние (достижение экономических показателей за пределами государства) и внутренние (управление экономикой внутри государства). Как внешние, так и внутренние экономические функции должны быть направлены на стабильный экономический рост государства на основных рынках: (1) товаров, (2) услуг (прежде всего, финансовых), (3) капитала, (4) рабочей силы и (5) знаний. Методы реализации экономических функций на указанных рынках зависят от степени регулирования экономики со стороны государства.

Так, существуют несколько основных концепций регулирования государством рыночной экономики: (1) экономический либерализм, (2) дирижизм, (3) меркантилизм и (4) кейнсианство. Так, экономический либерализм (представители – А. Смит, М. Фридман «Капитализм и свобода») отвергает государственное регулирование экономики и экономическое вмешательство в свободный рынок и поддерживает полную свободу торговли и конкуренции. Далее, дирижизм (представитель -- французский экономист Ф. Перру) — политика активного вмешательства в управление экономикой со стороны государства на основе принципов индикативного (рекомендательного) государственного планирования экономики. Меркантилизм (представитель – А. де Монкретьен), в свою очередь, обосновывает необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном, в форме протекционизма: установления высоких импортных пошлин и выдачи субсидий национальным производителям. Наконец, суть кейнсианства (Дж. Кейнс) сводится к тому, что государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличением денежной массы, снижением ставок на кредиты, бюджетного финансирования проектов.

Реализация экономических функций в рыночной экономике проявляется, прежде всего, в четырех основных политиках: (1) научно-технической; (2) денежно-кредитной («ДКП»); (3) фискальной (налогово-бюджетной) и (4) внешнеэкономической. Научно-техническая политика включает стратегическое планирование перспективных направлений; формирование каналов финансирования новых производственно-технологических комплексов; создание рынка потребления инновационной продукции. Далее, ДКП -- это макроэкономическая политика, которая состоит из двух частей: (1) денежной политики – прежде всего, разумной и достаточной эмиссией денежных средств, и (2) кредитной политики – создания условий для доступного кредита (прежде всего через ставку рефинансирования) как основного источника внутреннего финансирования экономики. Фискальная (налогово-бюджетная) политика — это государственная политика, представляющая собой меры воздействия на экономику с помощью расходов или доходов государственного бюджета.

Наконец, внешнеэкономическая политика -- это деятельность государства, направленная на формирование и регулирование экономических отношений с другими субъектами мировой экономики (государствами, бизнесом, международными организациями). Она включает вопросы экспорта товаров и услуг, привлечения иностранных инвестиций и компетенций, ввоза-вывоза капитала за рубеж, внешних займов, осуществления международных проектов.

В контексте рыночной экономики внешнеэкономическая политика часто связана с максимальной свободой на рынках товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний без какого-либо протекционизма.

Функции государства в контексте управления рыночной экономикой могут заключаться в минимальном (1) регулировании, (2) стимулировании или торможении экономической активности и (3) перераспределении материальных благ. Так, регулирование может быть чисто экономическое, административное или правовое. Экономическое регулирование осуществляется чрез указанные выше основные экономические политики. Административное регулирование рыночной экономики предполагает минимальное и очень редкое использование таких средств, как лицензирование отдельных видов деятельности, применение экспортных и импортных квот, квотирование рабочих мест, государственный надзор. Правовое регулирование (также применяется редко) -- в некоторых отраслях государство может ограничивать конкуренцию и вводить естественные монополии, например, для услуг портов, для транспортировки газа, нефти, для услуг по предоставлению отопления, ограничивать доступ иностранных инвесторов к определенным отраслям.

В итоге, важной функцией государства в рыночной экономике является обеспечение децентрализованного и конкурентного механизма формирования цен на товары, услуги и работы путем нахождения равновесия между спросом и предложением. Дело в том, что стержнем рыночного механизма является соотношение спроса и предложения. Спрос (эластичный и неэластичный) — это сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары. Предложение же является совокупностью товаров, которые продавцы готовы продать по альтернативным ценам. При этом важно понимать, что рыночное равновесие спроса и предложения – это только теоретическая экономическая модель, возможная в ситуации полной открытости рынков и совершенной (идеальной) конкуренции.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю, что экономические функции России должны сконцентрироваться на двух основных целях: (1) на выходе из демографического кризиса (путем ограничений крепкого алкоголя и курения, программ материального стимулирования рождения второго и третьего ребенка) и (2) на существенном ограничении вывоза заработанного в России капитала за рубеж Оставшиеся в стране деньги сами по себе станут достаточным источником финансирования для развития потребительской и промышленной инфраструктуры. В целом, реализация этих целей создаст условия для развития человеческого капитал и научно-технического прогресса.

Я согласен с позицией известных экономистов -- Глазьева С.Ю. и Аузана А.А. – о том, что мотивацию и целеполагание экономической (предпринимательской и трудовой) деятельности человека формирует национальная духовная культура. В связи с этим в качестве одной их экономических функций государства должно стать идеологическое направление – привить предпринимателям принцип: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Это остановит вывод капиталов за рубеж, станет условием воспроизводства промышленной (новые заводы, фабрики, производственные и технологические бизнесы) и потребительской инфраструктуры (школы, университеты, академии, парки, больницы, курорты, музеи) внутри России.
3. С чем не стоит путать
Очевидно, что даже в рыночной экономике целью государства не может быть прибыль. Это означает, что при возведении промышленной или, тем более, социально-культурной и потребительской инфраструктуры за счет государственных средств вопросы окупаемости не должны быть первоочередными. Даже в рыночной экономике должны, прежде всего, учитываться вопросы повышения уровня благосостояния населения – повышение безопасности, медицинского обслуживания и образования, логистической доступности, занятости, удовлетворения материальных и культурных потребностей – и воспроизводство человеческого капитала.
4. История развития
В сравнительно недавней истории СССР сталкивался с необходимостью активного государственного регулирования рыночной экономики для постепенного перехода от плановой к смешанной, а затем к рыночной экономике. Так, в 1990 году Председатель Совета Министров СССР – Рыжков Н.И. – был инициатором Постановления Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 № 1558-I «О Концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР». Однако, из-за распада СССР в декабре 1991 года концепция не была реализована, ее заменили «шоковой терапией» -- ускоренным переходом России к нерегулируемой рыночной экономике.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/ccdba6ff5e8562cd80903934792d1d9d/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
2024-10-10 16:21 Разбор эссе прошлых лет