Вернуться назад
1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- понятие – признаки или особенности;
- структура и содержание;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
- правовое регулирование в РФ
- объективное или субъективное понимание;
- источник правоотношения;
- структура: субъект и объект;
- содержание: субъективные права и юридические обязанности;
- предмет и метод регулирования;
- норма, институт, подотрасль, отрасль
Революция -- это радикальное, качественное и быстротечное изменение в обществе, природе или познании. Важно, что в рамках революции становление изменений быстротечно, практически одномоментно с учетом временных масштабов явления. Так, революции в обществе связаны с изменением социально-политического строя (например, буржуазная -- Французская революция 1789 года, пролетарская -- Октябрьская революция в России в 1917 году) в течение дней или месяцев. Революции в природе, как Кембрийских взрыв (то есть появление скелетной фауны), могут затягиваться на миллионы лет. Революции в познании – переход от одной научной парадигмы к другой, как описал Т. Кун в книге «Структура научных революций», -- могут занимать десятилетия.
Как указано выше, существуют социально-политические революции -- коренной переворот в жизни общества, резкая смена социального или политического строя, как правило, происходящая насильственным способом. Может быть экономическая или промышленная революция — это скачок в развитии финансовых институтов или производительных сил (начало использования бирж или переход от феодального строя к капиталистическому). Далее, научно-техническая революция – это качественный скачок в развитии познания природы (например, постройка Дж. Уаттом паровой машины). Наконец, существует идеологическая революция – революция идей, концепций, политических идеологий (например, либеральная революция после распада СССР или революция традиционных ценностей – в настоящее время).
Революции не обязательно должны происходить насильственным путем. Исторически проводились ненасильственные революции – например, «бархатные» (Чехословакия, 1989 год) или «цветные» («революция роз» в Грузии, 2003 год), которые являются, по сути, технологией незаконного завладения политической власти. В любом случае даже ненасильственные революции являются нелегальным (незаконным) способом завладения властью. Они придают власти лишь легитимность (иногда краткосрочную), то есть (1) свойство власти, которое показывает наличие у неё народной поддержки, и (2) признание населением правомерности власти управлять и согласие населения подчиняться.
Существуют несколько теорий, почему происходят революции. Так, бихевиористская (поведенческая) теория революции (П. Сорокин «Социология революции») объясняет, что источником революционного поведения людей являются базовые потребности. Революционное движение по этой теории вызывается длительным подавлением человеческих потребностей -- утоление голода, безопасность, собственничество, социальная конкуренция. Психологические теории революции, в отличие от бихевиористских, ставят во главу не базовые инстинкты, а сложную мотивационную систему. Причиной революции называется осознание массами несправедливости своего положения – отсутствие справедливых законов, большое экономическое расслоение, отсутствие социальных лифтов, наличие привилегированных сословий.
Структурные теории выдвигают на первый план классовые (В.И. Ленин «Государство и революция» – революция как борьба капиталистов и пролетариата) и групповые отношения в обществе, отрицая психологические аспекты. Политические теории (Ч. Тилли) в сравнении со структурными ещё более сужают область причин революции, рассматривая революции как нормальный политический процесс, принимающий крайние формы. Предпосылкой к революции является сосредоточение у оппозиции (контрэлиты) достаточных ресурсов для эффективной борьбы с действующей властью.
Революция как форма политического развития может быть связана как с социальным прогрессом, так и регрессом. Прогресс в политике можно было бы назвать существующие и работающие социальные лифты, которые бы обеспечивали бы систематическую сменяемость элит, без социальных потрясений. Однако, в современной политике не сформированы более эффективные или справедливые способы достижения, передачи и удержания власти, чем действующие ранее в истории. Во многих странах существуют скрытые сословия – политическая элита. При этом безумие элит, когда демократия трансформировалась в популизм, сосуществует с безумием масс – которые на базе «критической расовой теории» требуют допуска к государственному или административному управлению не наиболее способных, а соответствующих расе, национальности или полу, гендеру.
Политические и социальные революции обычно начинаются с массовых протестов и демонстраций, которые могут перерасти в вооруженные конфликты и гражданские войны. Они могут привести к радикальным изменениям в обществе, таким как смена правительства, изменение конституции, национализация собственности, перераспределение богатства, которые в краткосрочной перспективе могут рассматриваться справедливо и положительно. Однако, в средне- и долгосрочной перспективе революции обычно приводят к негативным последствиям, таким как разрушение ценностных ориентиров общества, спад экономики, социальная нестабильность, существенное снижения качества уровня жизни общества.
В целом, государства и общества стремятся избежать революций, которые могут привести к социальным конфликтам. Для предотвращения революций в РФ существует правовое регулирование законного прихода и удержания власти, сменяемости власти, что, например, предусмотрено Конституцией РФ. Существуют также отдельные законы, регулирующие сферы политической деятельности, -- ФЗ «О политических партиях», ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав», ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Наконец, отдельные статьи в Уголовном кодексе РФ предусматривают ответственность за нарушение отдельных аспектов политической жизни.
Как указано выше, существуют социально-политические революции -- коренной переворот в жизни общества, резкая смена социального или политического строя, как правило, происходящая насильственным способом. Может быть экономическая или промышленная революция — это скачок в развитии финансовых институтов или производительных сил (начало использования бирж или переход от феодального строя к капиталистическому). Далее, научно-техническая революция – это качественный скачок в развитии познания природы (например, постройка Дж. Уаттом паровой машины). Наконец, существует идеологическая революция – революция идей, концепций, политических идеологий (например, либеральная революция после распада СССР или революция традиционных ценностей – в настоящее время).
Революции не обязательно должны происходить насильственным путем. Исторически проводились ненасильственные революции – например, «бархатные» (Чехословакия, 1989 год) или «цветные» («революция роз» в Грузии, 2003 год), которые являются, по сути, технологией незаконного завладения политической власти. В любом случае даже ненасильственные революции являются нелегальным (незаконным) способом завладения властью. Они придают власти лишь легитимность (иногда краткосрочную), то есть (1) свойство власти, которое показывает наличие у неё народной поддержки, и (2) признание населением правомерности власти управлять и согласие населения подчиняться.
Существуют несколько теорий, почему происходят революции. Так, бихевиористская (поведенческая) теория революции (П. Сорокин «Социология революции») объясняет, что источником революционного поведения людей являются базовые потребности. Революционное движение по этой теории вызывается длительным подавлением человеческих потребностей -- утоление голода, безопасность, собственничество, социальная конкуренция. Психологические теории революции, в отличие от бихевиористских, ставят во главу не базовые инстинкты, а сложную мотивационную систему. Причиной революции называется осознание массами несправедливости своего положения – отсутствие справедливых законов, большое экономическое расслоение, отсутствие социальных лифтов, наличие привилегированных сословий.
Структурные теории выдвигают на первый план классовые (В.И. Ленин «Государство и революция» – революция как борьба капиталистов и пролетариата) и групповые отношения в обществе, отрицая психологические аспекты. Политические теории (Ч. Тилли) в сравнении со структурными ещё более сужают область причин революции, рассматривая революции как нормальный политический процесс, принимающий крайние формы. Предпосылкой к революции является сосредоточение у оппозиции (контрэлиты) достаточных ресурсов для эффективной борьбы с действующей властью.
Революция как форма политического развития может быть связана как с социальным прогрессом, так и регрессом. Прогресс в политике можно было бы назвать существующие и работающие социальные лифты, которые бы обеспечивали бы систематическую сменяемость элит, без социальных потрясений. Однако, в современной политике не сформированы более эффективные или справедливые способы достижения, передачи и удержания власти, чем действующие ранее в истории. Во многих странах существуют скрытые сословия – политическая элита. При этом безумие элит, когда демократия трансформировалась в популизм, сосуществует с безумием масс – которые на базе «критической расовой теории» требуют допуска к государственному или административному управлению не наиболее способных, а соответствующих расе, национальности или полу, гендеру.
Политические и социальные революции обычно начинаются с массовых протестов и демонстраций, которые могут перерасти в вооруженные конфликты и гражданские войны. Они могут привести к радикальным изменениям в обществе, таким как смена правительства, изменение конституции, национализация собственности, перераспределение богатства, которые в краткосрочной перспективе могут рассматриваться справедливо и положительно. Однако, в средне- и долгосрочной перспективе революции обычно приводят к негативным последствиям, таким как разрушение ценностных ориентиров общества, спад экономики, социальная нестабильность, существенное снижения качества уровня жизни общества.
В целом, государства и общества стремятся избежать революций, которые могут привести к социальным конфликтам. Для предотвращения революций в РФ существует правовое регулирование законного прихода и удержания власти, сменяемости власти, что, например, предусмотрено Конституцией РФ. Существуют также отдельные законы, регулирующие сферы политической деятельности, -- ФЗ «О политических партиях», ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав», ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Наконец, отдельные статьи в Уголовном кодексе РФ предусматривают ответственность за нарушение отдельных аспектов политической жизни.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я, вслед за философом Л.П. Карсавиным («Феноменология революции»), не считаю политические и социальные революции чем-то положительным. Как показывает история, многие политические и социальные революции приводили к значительным жертвам. Так, даже распад СССР, что можно считать ненасильственной революцией, в краткосрочной и долгосрочной перспективе привел к миллионам жертв. Это указывает на то, что разумное эволюционное развитие общества с точки зрения членов такого общества в конкретный исторический момент предпочтительно, чем революция.
Я считаю, что для стабильного эволюционного развития нашего общества необходимо выработать приемлемый механизма передачи власти (смены политической элиты) с учётом исторической и культурной специфики. Нужно ответить на вопрос, должна ли президентская власть переходить исключительно через выборы или переход может дополняться подготовкой преемника из, например, Правительства РФ. В экономической сфере нужно преодолеть демографический кризис (стимулировать рождение второго и последующих детей, снизить смертность за счет существенного ограничения продажи крепкого алкоголя), в социальной – поддерживать многодетную семью и созидательный труд, а не спекуляции, в духовно-культурной сфере – проводить воспитание на основе светских, человекосберегающих ценностных ориентиров. Отдельно наше государство и общество должны признать особую важность профессии учителя не как продавца услуг по обучению, а как педагога и воспитателя.
Важно, что многие революции происходят в условиях концептуальных, идеологических манипуляции и когнитивных войн, то есть специальных деструктивных операций, воздействующих на общественное сознание. Для предотвращения возможности манипулирования нашим обществом необходимо развивать социально-гуманитарное знание, ввести обязательный стандарт для учеников старших классов и студентов, особенно естественно-научного направления. На важность распространения системного, недогматизированного социально-гуманитарного знания среди естественнонаучной интеллигенции, отсутствие чего существенно повлияло на распад СССР, указывал известный философ и социолог Зиновьев А.А. в книге «Русская трагедия».
Я считаю, что для стабильного эволюционного развития нашего общества необходимо выработать приемлемый механизма передачи власти (смены политической элиты) с учётом исторической и культурной специфики. Нужно ответить на вопрос, должна ли президентская власть переходить исключительно через выборы или переход может дополняться подготовкой преемника из, например, Правительства РФ. В экономической сфере нужно преодолеть демографический кризис (стимулировать рождение второго и последующих детей, снизить смертность за счет существенного ограничения продажи крепкого алкоголя), в социальной – поддерживать многодетную семью и созидательный труд, а не спекуляции, в духовно-культурной сфере – проводить воспитание на основе светских, человекосберегающих ценностных ориентиров. Отдельно наше государство и общество должны признать особую важность профессии учителя не как продавца услуг по обучению, а как педагога и воспитателя.
Важно, что многие революции происходят в условиях концептуальных, идеологических манипуляции и когнитивных войн, то есть специальных деструктивных операций, воздействующих на общественное сознание. Для предотвращения возможности манипулирования нашим обществом необходимо развивать социально-гуманитарное знание, ввести обязательный стандарт для учеников старших классов и студентов, особенно естественно-научного направления. На важность распространения системного, недогматизированного социально-гуманитарного знания среди естественнонаучной интеллигенции, отсутствие чего существенно повлияло на распад СССР, указывал известный философ и социолог Зиновьев А.А. в книге «Русская трагедия».
3. Примеры из практики
Социальная революция или контрреволюция могут породить существенный прорыв в правовой системе общества. Так, после революций могут развиваться целые новые отрасли права, которые ранее не развивались. Например, в результате Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года в России появились разработанное трудовое и семейное право, но существенно было ограничено гражданское право из-за фактического отказа от частной (а не личной) собственности на государственном уровне.
4. С чем не стоит путать
Социальная революция или контрреволюция могут породить существенный прорыв в правовой системе общества. Так, после революций могут развиваться целые новые отрасли права, которые ранее не развивались. Например, в результате Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года в России появились разработанное трудовое и семейное право, но существенно было ограничено гражданское право из-за фактического отказа от частной (а не личной) собственности на государственном уровне.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/5c06964905ef4ce73252860a26b8c86c/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/