Темы

Правовое государство, его признаки


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Правовое государство — это государство, основанное (1) на верховенстве закона, (2) на его эффективном и равноправном применении; (3) на разделении властей, (4) на уважении индивидуальных и коллективных прав и свобод человека и (5) на разумно свободном конструктивном (а не деструктивном) функционировании гражданского общества. Правовое государство является идеологическим концептом, то есть совокупностью указанных выше функционирующих признаков, которыми может обладать реально существующее государство как политический институт. Естественно, что любое существующее государство, которое стремится стать правовым, обладает всеми признаками государства, а именно: (1) территорией, (2) суверенитетом, (3) населением, (4) правом, единым государственным аппаратом, возможностью законного применения насилия и (5) правом собирать налоги и сборы.

Верховенство закона означает, что закон обладает высшей юридической силой, и все другие правовые акты и акты правоприменения должны ему соответствовать. Отсюда следует, что никакое должностное лицо или орган власти, включая правительство, парламент, суд, не могут совершать действия за рамками закона. Так, по мнению главы КС РФ Зорькина В.Д.: «Развитие концепций верховенства права и правового государства, их реализация в современном мире – это то, что ведет нас от идеала к реальной действительности».

Равенство и эффективность применения предполагают, что законы должны формулировать условия применимости в общих чертах, не указывая на конкретные лица, организации или малые социальные группы. В законах должны содержаться четкие и недвусмысленные нормы, в государстве должен быть действенный аппарат органов и необходимое финансовое обеспечение исполнения законов. Более того, в контексте этнического федерализма (так называемые национальные республики – Дагестан, Башкортостан) в России в субъектах федерации возможна некоторая законодательная специфика, например, в вопросах совместной компетенции (так, может быть понижен возраст вступления в брак).

Независимость суда от других ветвей власти и их изолированность от внешнего давления играют существенную роль в правовом государстве. Если суд зависит от исполнительной власти, он может оказаться не в состоянии защитить подсудимого от нелегитимного применения силы. Если судебная власть смыкается с законодательной, то свобода подсудимого может стать предметом произвольного регулирования. В таких случаях индивидуальные и, что особенно важно в своевременных условиях, коллективные права и свободы не смогут быть должным образом защищены.

Существенным, но не необходимым, составляющим правового государства является сформированное гражданское общество. Гражданское общество можно определить как систему независимых от государства (1) социальных институтов (то есть совокупность лиц, учреждений, материальных и нематериальных ресурсов и социальных норм, объединяемых для осуществления социально значимой функции), (2) групп и (3) индивидов, обеспечивающих условия для реализации государственных, коллективных и частных интересов и потребностей общества. Субъекты гражданского общества образуют систему горизонтальных, а не вертикальных, отношений, обладают качествами самоорганизации и самоуправляемости, самодеятельности и самоответственности. Как пример инициатив гражданского общества, в начале проведения СВО волонтеры и военные корреспонденты взяли на себя функцию поставки необходимой помощи бойцам на линию боевого столкновения.

Мне представляется, что правовое государство не зависит от формы правления и формы устройства. Правовое государство может быть построено как в монархии, так и в республике, как в унитарном государстве, так и в федерации. В теократических государствах, таких как Ватикан и отчасти Иран, построение правового государства маловероятно. В таких государствах будет сложно соблюдать разумно свободное функционирование гражданского общества и обеспечить индивидуальные и коллективные права.

Я считаю, что демократия (как политический режим) не является необходимой предпосылкой правового государства. При наличии политической идеологии тоталитарного либерализма, который насаждается в современных государствах либеральной демократии с привилегированным положением маргинальных социальных групп, построение правового государства становится невозможным. Авторитаризм же (например, электоральный авторитаризм) не является абсолютным препятствием для построения правового государства.

Функции правового государства не должны ограничиваться только регулятивной и охранительной функцией права. Так, правовое государство должно обеспечить равенство возможностей граждан в социальной, экономической, духовно-культурной и политической сферах. Для этого правовое государство гарантирует социальную мобильность (изменение социальных статусов без культурной, национальной и иной дискриминации) и отсутствие квазисословной (когда есть привилегии у определенных групп) стратификации общества. В итоге, основной функцией станет повышение благосостояния граждан и предотвращение социальных конфликтов.

Концепция правового государства предусмотрена статье 1 Конституции РФ. В ней говорится, что Россия -- демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Далее, эта концепция раскрывается в статье 4, где предусматривается, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ, а статья 10 предусматривает разделение властей. Более того, отдельная Глава 2 Конституции РФ устанавливает и раскрывает существенный перечень прав и свобод человека и гражданина.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
В целом, я считаю, что концепция правового государства признается большинством современных государств мира. Однако, в мире нет ни одной страны, где концепция правового государства была бы реализована в полной мере. Так, в странах либеральной демократии формируется миф о реализации концепции правового государства. Это не соответствует действительности, поскольку главенствующий в настоящий момент тоталитарных либерализм с трансгуманистской повесткой становится в таких странах обязательной и жестко навязываемой политической идеологией.

В указанном выше контексте мне представляется, что важнейшей функцией правового государства в России могло бы стать повышение благосостояния общества. В частности, необходимо обеспечить социально и экономически равные возможности, сконцентрировавшись именно на социальном равенстве – высоком и доступном медицинском обслуживании, образовании. Следует также обратить особенное внимание на то, что этнический федерализм в РФ должен существовать в рамках единого правового поля. В этом же ключе политика нашего государства должна быть направлена на противодействие созданию неформальных этнических структур типа диаспор и землячеств, которые зачастую пытаются самостоятельно регулировать отношения, подменяя в этом государство.
3. С чем не следует путать
Идея правового государства, прежде всего, противоположна произволу во всех его разновидностях: диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству. Так, в полицейском государстве существенно урезаны права и свободы граждан или существуют в расширенном виде только для одного сословия. Полицейское государство осуществляет не просто функцию «ночного сторожа» (Ф. Лассаль), а действует как Левиафан, доминирующий над обществом (Т. Гоббс).

Социальное государство, в отличие от правового, нацелено не только на регулирование отношений, но на определенную заботу над гражданами (такой социальный и экономический патернализм и протекционизм). Это проявляется в установлении дифференцированной шкалы налогообложения, создании условий для доступной и высокотехнологичной медицинской помощи, доступного образования, выравнивания доходов между обеспеченными и необеспеченными. Более продвинутой версией социального государство можно считать культурное государство (Л. Гумплович, В. Гольцев, М. Ковалевский). Суть культурного государства -- формирование культуры и ответственности государственных управленцев за успешное и гармоничное социально-экономическое развитие общества.
5. Идеи или цитаты философов, иных авторитетов по теме
Концепция правового государства была разработана в трудах философов-просветителей (И. Кант, Ж-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Дж. Локк). В качестве важнейшего признака государства И. Кант считал верховенство закона. Далее, известный философ Г. Гегель характеризовал государство как идею права, как правовое государство, в котором механизм насилия и аппарат политического господства опосредованы и обузданы правом, функционируют лишь в государственно – правовых формах.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/2323b30ee42e431ea503729daeadcbe6/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Политика