Темы

Общество как система


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Общество (или социум) -- это организованное объединение людей, связанных единством (1) исторических, (2) духовно-культурных, (3) национально-этнических, (4) экономических, (5) социальных, (6) политических интересов и потребностей, схожими ценностными ориентирами. Такое единство формирует общество как комплексную коллективную идентичность. Классический пример минимального общества, по мнению социолога Дугина А.Г., — семья (в дальнейшем род и племя), которая состоит из нескольких индивидуумов, но действует как единое целое, является прообразом общества.

Важной особенностью целостности общества является единство культурного (цивилизационного) кода. Так, Россия по индексу Гринберга (языкового (лингвистического) разнообразия) считается монолитным обществом. Дело в том, что российское общество объединяется вокруг единого культурного кода, который базируется на сохранении и развитии (1) русской культуры и языка, (2) исторического и культурного наследия всех народов России, (3) традиционных духовых ценностях (едином социально-гуманитарном мировоззрении). По этому поводу известный поэт дагестанского происхождения Расул Гамзатов говорил: «В Дагестане — я аварец, в России —дагестанец, а за границей — я русский!»

Структура общества -- это строение общества в целом, некая константа, которая, по мнение социолога П. Сорокина, показывает общество в статике. Структурными элементами общества являются (1) субъекты, (2) объекты и (3) социальные связи. Субъекты — это активный участник социальной деятельности: индивиды и объединения людей, например, социальные группы. Объекты – это предметы материального мира и идеи, на которые направлена деятельность субъектов, а также то, с помощью чего деятельность осуществляется. Социальные связи — это взаимоотношения и взаимодействия людей по поводу объектов социальной деятельности, что формируют среду обитания, сферы общественной жизни.

Очевидно, что общество – это не просто структура, но целостная и непрерывно развивающаяся, динамическая система. Динамика общества как системы заключается (1) в постоянных взаимодействиях субъектов (по социологу М. Веберу, общество – это взаимодействие людей) и (2) в изменениях внутри структуры, то есть в изменениях общества в пространстве и времени. Взаимодействия социальных субъектов могут быть позитивными – сотрудничеством, и негативными – конфликтами. В масштабе времени общество является принципиально тем, чем оно являлось в прошлом и чем оно будет являться в будущем. Социальное прошлое (память) и социальное будущее составляют содержание общественного (коллективного) сознания, которые подвергается естественному или искусственному (манипуляторному) изменению.

Динамической характеристикой общества является социальная мобильность, то есть по П. Сорокину, -- «…любой переход индивида … или ценности … от одной социальной позиции к другой». Социальная мобильность является динамической характеристикой общества, которая показывает, прежде всего, изменение социального статуса индивида – то есть текущего положения, состояния определенного человека в социальной структуре. Это происходит посредством социальных лифтов -- механизмов, которые позволяют людям перемещаться вверх или вниз по социальной иерархии, и социальных фильтров -- барьеров к социальному перемещению. Также динамика общества проявляется в постоянном формировании и обновлении социальных групп – молодежи, пожилых, семей с детьми, многодетных.

Целостная системность общества проявляются в прогрессе или регрессе сфер жизни, которые воздействуют друг на друга. Так, например, если в России поставлена задача повышения демографического уровня, то в рамках политической, социальной и экономической сфер первоочередными действиями могли бы стать (1) запрет продажи крепкого алкоголя в жилых домах, (2) запрет продажи любого алкоголя в формате он-лайн, (3) установление высоких цен на табачные и иные курительные изделия с постепенным абсолютным запретом для определенных возрастов. Далее, в рамках социальной и экономической сфер должны назначаться стимулирующие выплаты на второго и последующего ребенка не менее 1,5 миллиона рублей (единовременные, целевые и индексируемые). Наконец, в рамках духовно-культурной сферы в качестве помощи в решении демографического кризиса митрополиты РПЦ могли бы самостоятельно крестить третьего и каждого последующего ребенка, а патриарх -- пятого и каждого последующего ребенка.

Целостность системы общества проявляется в том, что, например, социальные или политические революции существенно изменяют почти все социальные институты (то есть совокупности лиц, учреждений, материальных и нематериальных ресурсов и социальных норм, объединяемых для осуществления социально значимой функции) во всех сферах общественной жизни. Далее, например, научно-технический прогресс оказывает влияние не на одну, а сразу на несколько сфер – политическую, экономическую и социальную. Так, увеличение рождаемости и уменьшение смертности благодаря НТП ставит вопросы по социальным выплатам, увеличивает предложение на рынке труда, может увеличить безработицу, отказаться от трудовых мигрантов, в итоге, приводит к необходимости решать вопросы на политическом уровне.

Очевидна взаимосвязь общества с природой, когда общество путем преобразования природы формирует культуру. При этом в процессе жизнедеятельности общество загрязняет окружающую среду, создает новые бактерии и вирусы, которые устойчивы к современным препаратам и уже сами влияют на человека. Более того, на научном уровне существует концепция «географического детерминизма», в соответствии с которой главным фактором социальных изменений считались природные условия и ресурсы, климат, ландшафт (Ш. Монтескье, И.И. Мечников, Л.Н. Гумилев). Даже сформулирована ирригационная теория происхождения государства.

Регулирование общественных отношений осуществляется социальными нормами -- обычаями, традициями, религиозными нормами, моралью. Социальные нормы, в отличие от правовых, не являются обязательными, их исполнение не обеспечено государственным принуждением. Далее, общественные отношения, возникшие в результате юридических фактов (источников правоотношений), становятся правовыми отношениями. Их правовое регулирование осуществляется всей системой права – в России Конституцией РФ, федеральными и региональными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными нормативными актами и источниками права.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю, что общество – это, прежде всего, единство и коллективное принятие ценностных ориентиров и социально-гуманитарного мировоззрения (единого понимания и оценки исторических событий, единого видения будущего), позволяющих стабильно существовать и эволюционно развиваться в истории. Общество формирует комфортную среду обитания, которая соответствует внутренним идентификациям человека на культурном, историческом, этническом и национальном уровне. Человек ощущает справедливость жизни в такой среде, его потребности и интересы защищаются и удовлетворяются. Эти цели достигаются обществом посредством культурно приемлемых, а не навязанных, формальных и неформальных социальных институтов (прежде всего, духовных ценностей).

Наше общество как система должно постоянно стремится повысить благосостояние во всех четырех сферах общественной жизни: экономической, социальной, духовно-культурной и политической. Повышение благосостояния должно обеспечить как эволюционный успех общества, так и развитие личности (разумный комфорт) отдельного человека. Для этого в экономической сфере нужно преодолеть демографический кризис (стимулировать рождение второго и последующих детей, снизить смертность за счет существенного ограничения продажи крепкого алкоголя), в социальной – повысить значимость профессии педагога-учителя, поддерживать многодетную семью и созидательный труд, а не спекуляции, в духовно-культурной сфере – проводить воспитание на основе светских, человекосберегающих ценностных ориентиров; в политической сфере – в политической сфере – разработать механизм сменяемости президентской власти и формировать восприятие государства как лаборатории сверхзадач. Залогом устойчивого и бесконфликтного развития видится консенсус по долгосрочным внешнеполитическим целям развития (чтобы не метаться от Запада то к Востоку, а строить собственную цивилизацию внутри многополярного мира) с недогматичными дискуссиями по внутренним целям.
3. Примеры из практики
Гражданское общество в понимании книги К. Поппера «Открытое общество и его враги» не должно, по сути, считаться социальной системой. Гражданское общество -- это не конструктивная общественность внутри государства, а космополитное (не признающее государственных границ) образование, не имеющее связанной с государством, этносом, культурой идентичности. В пределе оно исключает функционирование обществ внутри государств и является в контексте современного исторического развития человечества, скорее, очень опасной утопией, которая может породить большое количество социальных конфликтов.
4. С чем не стоит путать
От общества как целостной идентичности, единства исторических, духовно-культурных, национально-этнических ценностей отличается население. Например, мигранты, диаспоры, землячества, этнические анклавы не формируют общества – они не идентифицируют себя с культурным кодом общества. Если население не интегрируется в общество, то становится основной для социальных конфликтов. Так, глава РПЦ Патриарх Кирилл высказал позицию: «Массовый приток мигрантов, не владеющих русским языком и не имеющих должных представлений о российской истории и культуре, о наших традициях и обычаях, а, следовательно, неспособных и зачастую не желающих интегрироваться в российское общество, … приводит к деформации единого правового, культурного и языкового пространства страны».

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/93edf83d52691e29a3761760261a1632/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
2024-09-23 13:35 Занятия: блок «Общество