Темы

Понятие исполнительной власти. Состав и функции исполнительной власти в РФ


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
  6. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. объективное или субъективное понимание;
  2. источник правоотношения;
  3. структура: субъект и объект;
  4. содержание: субъективные права и юридические обязанности;
  5. предмет и метод регулирования;
  6. норма, институт, подотрасль, отрасль
Власть -- это отношения господства и подчинения, в которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминирует над волей и действиями других лиц (подвластных). Публичная власть проявляется в формах (1) государственной власти и (2) местного самоуправления (муниципальной власти). Государственная власть в РФ осуществляется на основе принципа разделения властей (принцип, изначально сформулированный Дж. Локком и Ш. Монтескье). Этот принцип означает, что в единой по сущности государственной власти устанавливается распределение функций и полномочий между законодательными, исполнительными и судебными органами, то есть разделение власти по горизонтали. Так, статья 10 Конституции РФ предусматривает, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

По мнению известного правоведа Авакьяна С.А., под исполнительной властью следует понимать одну из ветвей государственной власти, главными задачами которой являются: (1) исполнение законов, принятых законодательной властью; (2) осуществление специфического вида деятельности – «управление государственными делами» (государственное управление); (3) использование для этих целей возможностей как оперативных действий, так и правотворчества. Органы исполнительной власти занимают свое, самостоятельное место в системе органов государственной власти. В своей деятельности они подконтрольны законодательным (представительным) органам государственной власти - в той мере, в какой это связано с исполнением законов. Вместе с тем органы исполнительной власти сохраняют независимость от законодательной власти.

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ (который формально не входит структуру органов исполнительной власти). Источником правового регулирования органов исполнительной власти составляют Конституция РФ, ФКЗ «О Правительстве РФ», федеральные законы в части полномочий органов исполнительной власти, а также указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ. Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ, которая состоит из (1) федеральных, (2) региональных (в субъектах федерациях) и (3) местных органов исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. На пост Председателя Правительства РФ может быть назначен гражданин РФ, не имеющий иностранного гражданства. После своего назначения Председатель Правительства РФ предлагает главе государства кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Затем происходит формирование иных федеральных органов исполнительной власти.

В рамках системы исполнительных органов создаются федеральные (1) министерства, (2) службы и (3) агентства. Для реализации их полномочий создаются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Так, федеральное министерство — это федеральный орган исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию (например, Министерство финансов РФ). Федеральная служба — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору (например, Федеральная налоговая служба РФ). Федеральное агентство создается для оказания государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору (например, Росимущество).

В единой ветви исполнительной власти существует иерархия органов власти -- от федеральных к органам субъектов федерации. В субъектах РФ также создаются правительства, министерства и структуры исполнительных органов власти. Они осуществляют полномочия, которые отнесены Конституцией РФ к ведению субъектов РФ. Определенная часть функций и полномочий местного самоуправления (которые не относятся к органам государственной власти) осуществляется через органы, формируемые выборными органами местного самоуправления, – это исполнительные органы местного самоуправления: различного рода комитеты, комиссии.

Функции органов исполнительно власти можно разделить на (1) внутренние (внутри страны) и (2) внешние (за пределами страны), а также на те, что реализуются в сферах общественной жизни: экономической, социальной, духовно-культурной и политической. В целом, все они должны быть направлены на повышение благосостояния общества. Внутренние функции реализуются всеми органами исполнительной власти. Внешние функции реализуются специальными органами, типа Министерства иностранных дел РФ, и иными -- в рамках международного сотрудничества.

Внутренние функции в экономической сфере — это разработка и представление бюджетов; регулирование экономических процессов; проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; управление федеральной собственностью и иные. Функции в социальной сфере — здравоохранение, социального обеспечения, экологии; реализация трудовых прав и ликвидация безработицы; поддержка семьи и материнства, осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан; охрана собственности и общественного порядка. Функции в духовно-культурной сфере -- проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования. Наконец, в политической сфере -- обеспечение обороны и государственной безопасности страны; организация оснащения вооружением и военной техникой Вооруженных Сил РФ, обеспечение политического, в том числе избирательного, процесса в России.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я согласен с мнением Арбузкина А.М., что органы исполнительной власти осуществляют такую форму реализации права как применение права. При этом исполнительные органы должны применять право таким образом, обеспечить повышение благосостояния нашего общества. В этом ключе принцип прямой ответственности органов государственного регулирования и их должностных лиц за достижение целевых параметров социально-экономического развития страны следует следовало бы сквозным, в том числе путем принятия закона «Об ответственности органов исполнительной власти за уровень и качество жизни населения страны».

Я хотел бы подчеркнуть, что из единой системы органов исполнительной власти, очевидно, выделяется Центральный банк РФ (Банк России). По своим функциям Банк России является органом исполнительной власти. При этом по Конституции РФ и ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» он не подчиняется Правительству РФ. Это деструктивно влияет на экономическую политику РФ и препятствует экономическому росту.

В течение 2023 и 2024 годов Банк России проводил денежно-кредитную политику очень своеобразно: повышал ключевую ставку, тем самым повышая стоимость кредита для компаний, и не использовал иные инструменты для стабилизации курса рубля. Это политика, в отличие от фискальной политики Правительства РФ, не была направлена на повышение благосостояния населения, а должна была сдержать инфляцию. Я поэтому считаю, что Банк России должен перейти в подчинение Правительству РФ. Это скоординирует их деятельность – будет сформирована единая политика экономического роста и повышения благосостояния общества.
3. С чем не стоит путать
Не все исполнительные органы формируют единую систему. Так, Следственный комитет РФ не входит в такую единую систему. Более того, ряд министров (например, министр обороны) в Правительстве РФ подчиняются непосредственно Президенту РФ, а не Председателю Правительства РФ. Такая структура органов исполнительной власти отражает специфику обширных полномочий Президента РФ, предусмотренных Конституцией РФ, что соответствует историко-культурной традиции государственного управления в России.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/c53ef951a98d10d1aa138594a2b92658/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Разбор эссе прошлых лет