Вернуться назад
Нормативный и естественно-правовой подход к праву
1. Общее-простые факты из ЕГЭ:
- определение;
- объективное или субъективное понимание;
- источник правоотношения;
- структура: субъект и объект;
- содержание: субъективные прав и юридические обязанности;
- предмет и метод регулирования;
- норма, институт, подотрасль, отрасль;
- источник права
Традиционно право рассматривают в двух аспектах: в объективном и субъективном. В объективном смысле право рассматривается как система общеобязательных, формально определенных социальных норм, устанавливаемых государством, выражающих согласованную волю всего общества, обеспечиваемых государственным принуждением и выступающих в качестве регулятора общественных отношений. В субъективном смысле право является видом и мерой возможного поведения субъекта права.
Представление о сущности права, источниках его формирования (или правопонимание) определяет различные подходы к праву. Нормативный (или нормативистский) подход основан на понимании права как позитивного права. Позитивное право всегда понимается как право в объективном смысле, а именно: как система общеобязательных, формально установленных норм, санкционированных государством и обеспеченных аппаратом государственного принуждения. С точки зрения нормативного подхода право выступает как регулятор общественных отношений. При этом позитивное право включает как публичное, так и частное право, как материальное, так и процессуальное право.
С точки зрения нормативного, право всегда опирается на государство и обеспечивается государственным аппаратом принуждения. Позитивное право как система норм создается людьми, действующими в составе государственного аппарата. При этом субъективные права в концепции позитивного права порождаются в порядке, предусмотренном соответствующим нормами -- законами или иными источниками права (так, субъективные права с точки зрения нормативного подхода возникают не при рождении, а как составляющие содержания правоотношения, порождаемого источниками правоотношений).
Нормативный подход к праву еще связывают с теорией неопозитивизма. Так, главными представителями позитивизма являются Т. Гоббс, и Г.Ф. Шершеневич, а представителями нормативистской школы права считают Г. Кельзена, Р. Штаммлера, П.И. Новгородцева. К позитивистам и нормативистам можно отнести всех тех правоведов, которые полагают, что наука права должна прежде всего заниматься анализом и классификацией действующих правовых норм, не касаясь вопросов социологии и психологии, политики.
Под естественно-правовым подходом подразумевается концепция, в соответствии с которой существуют неотъемлемые права, принадлежащие человеку от рождения и независимо от государства. В соответствии с таким подходом сущность права, в объективном смысле, объясняется через его естественное (божественное) происхождение. Так, Дж. Локк указывал на то, что «право есть воля Бога, найденная естественным разумом». Таким образом, получается, что правило поведения является правовым настолько, насколько оно соотносится со справедливостью и высшим разумом.
Родоначальниками естественно-правового подхода считаются Сократ и Аристотель. Наиболее известными представителями также являются Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Радищев А.Н., которые ставили права и свободы личности главной мировоззренческой ценностью. В настоящее время концепция «естественных прав» реализована в статье 17 Конституции РФ, предусматривающей, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Более того, многие естественные права личности содержатся во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и в Международном пакте о гражданских и политических правах, которые признаются и исполняются в РФ.
Представление о сущности права, источниках его формирования (или правопонимание) определяет различные подходы к праву. Нормативный (или нормативистский) подход основан на понимании права как позитивного права. Позитивное право всегда понимается как право в объективном смысле, а именно: как система общеобязательных, формально установленных норм, санкционированных государством и обеспеченных аппаратом государственного принуждения. С точки зрения нормативного подхода право выступает как регулятор общественных отношений. При этом позитивное право включает как публичное, так и частное право, как материальное, так и процессуальное право.
С точки зрения нормативного, право всегда опирается на государство и обеспечивается государственным аппаратом принуждения. Позитивное право как система норм создается людьми, действующими в составе государственного аппарата. При этом субъективные права в концепции позитивного права порождаются в порядке, предусмотренном соответствующим нормами -- законами или иными источниками права (так, субъективные права с точки зрения нормативного подхода возникают не при рождении, а как составляющие содержания правоотношения, порождаемого источниками правоотношений).
Нормативный подход к праву еще связывают с теорией неопозитивизма. Так, главными представителями позитивизма являются Т. Гоббс, и Г.Ф. Шершеневич, а представителями нормативистской школы права считают Г. Кельзена, Р. Штаммлера, П.И. Новгородцева. К позитивистам и нормативистам можно отнести всех тех правоведов, которые полагают, что наука права должна прежде всего заниматься анализом и классификацией действующих правовых норм, не касаясь вопросов социологии и психологии, политики.
Под естественно-правовым подходом подразумевается концепция, в соответствии с которой существуют неотъемлемые права, принадлежащие человеку от рождения и независимо от государства. В соответствии с таким подходом сущность права, в объективном смысле, объясняется через его естественное (божественное) происхождение. Так, Дж. Локк указывал на то, что «право есть воля Бога, найденная естественным разумом». Таким образом, получается, что правило поведения является правовым настолько, насколько оно соотносится со справедливостью и высшим разумом.
Родоначальниками естественно-правового подхода считаются Сократ и Аристотель. Наиболее известными представителями также являются Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Радищев А.Н., которые ставили права и свободы личности главной мировоззренческой ценностью. В настоящее время концепция «естественных прав» реализована в статье 17 Конституции РФ, предусматривающей, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Более того, многие естественные права личности содержатся во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и в Международном пакте о гражданских и политических правах, которые признаются и исполняются в РФ.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
- экономической,
- социальной,
- духовно-культурной,
- политической
Мне представляется, что в своевременном мире естественно-правовой подход и концепция «естественных прав» должны быть востребованы как ориентир, моральный императив (в понимании И. Канта) для законодателя при формулировании норм позитивного права. Так, самыми важными естественными правами в России должны считаться право на жизнь и право на безопасность. Государство должно обеспечивать эти права, прежде всего, путем системной политики, направленной на повышение демографии путем увеличения рождаемости и уменьшения смертности. В частности, в первоочередном порядке необходимо ограничить продажу крепкого алкоголя (ввести запрет на магазины с алкоголем в жилых домах, существенно повысить цены) и ввести постоянные (а не временные, как материнский капитал) единовременные крупные целевые выплаты на рождение второго и последующего ребенка.
Важно также обращать отдельное внимание на то, что права личности, направленные на вырождение людей, не отражающие традиционные ценности, активно продвигаются и навязывается в рамках ультралиберальной повестки, либерального тоталитаризма. Я считаю, что от таких деструктивных прав очень просто сделать шаг к деструктивным идеям «расчеловечивания» и концепции «недочеловека», или «унтерменшн», описанным в книгах Л. Стоддарда и А. Розенберга. В связи с этим деструктивные и направленные на вырождение людей права не должны признаваться и защищаться государством.
Следует также осознавать, что концепция «естественных прав» или «прав человека» используется в современном мире как идеологическое оружие. Так, бывший британский премьер-министр М. Тэтчер в книге «Искусство управления государством» говорила, что «..необходимо немедленно законодательно ограничить [в Англии] вредоносное воздействие Закона о правах человека». Дело в том, что концепция «естественных прав» или «прав человека» разумна до тех пор, пока одни государства (сами не всегда соблюдающие права личности) не начинают ее использовать для деструктивного влияния на другие общества и для введения экономических ограничений против других государств. Именно поэтому естественные права должны быть не более чем моральным императивом для государств и обществ, но не самоцелью существования.
Важно также обращать отдельное внимание на то, что права личности, направленные на вырождение людей, не отражающие традиционные ценности, активно продвигаются и навязывается в рамках ультралиберальной повестки, либерального тоталитаризма. Я считаю, что от таких деструктивных прав очень просто сделать шаг к деструктивным идеям «расчеловечивания» и концепции «недочеловека», или «унтерменшн», описанным в книгах Л. Стоддарда и А. Розенберга. В связи с этим деструктивные и направленные на вырождение людей права не должны признаваться и защищаться государством.
Следует также осознавать, что концепция «естественных прав» или «прав человека» используется в современном мире как идеологическое оружие. Так, бывший британский премьер-министр М. Тэтчер в книге «Искусство управления государством» говорила, что «..необходимо немедленно законодательно ограничить [в Англии] вредоносное воздействие Закона о правах человека». Дело в том, что концепция «естественных прав» или «прав человека» разумна до тех пор, пока одни государства (сами не всегда соблюдающие права личности) не начинают ее использовать для деструктивного влияния на другие общества и для введения экономических ограничений против других государств. Именно поэтому естественные права должны быть не более чем моральным императивом для государств и обществ, но не самоцелью существования.
3. Примеры из практики
На важную проблематику концепции «естественных прав» обращает внимание Авакьян С.А. – какие права должны считаться естественными. Так, можно выделить четыре поколения прав: первое поколение – личные и политические права, второе поколение – экономико-социальные, третье и четвертое поколения – права личности в составе общности (например, право на самоопределение) и права в рамках технического прогресса. Если изначально естественными правами считались права только первой категории, то в настоящий момент естественными правами можно считать все четыре категории прав. В итоге, целостный набор основных прав и свобод формируется конкретными государствами и обществами (а не международным сообществом) с учетом их исторической и социокультурной специфики.
4. С чем не путать
Отрасль права следует отличать от правового института. Так, правовым институтом является обособленная совокупность правовых норм, регулирующих, как правило, только один вид тесно взаимосвязанных между собой общественных отношений, а отрасль – сразу несколько видов. Могут быть отраслевые институты, например, вина, уголовное наказание, трудовой договор, право собственности, залог, гражданство. Можно также выделить межотраслевые, комплексные правовые институты: юридическая ответственность, опека и попечительство. Правовые институты, таким образом, являются составляющими определенной отрасли права.
В итоге, правовые институты и отрасли права формируют единство, согласованность и внутреннюю взаимосвязь норм права, и составляют систему права. В этой системе можно выделить три основных элемента, образующих соответствующие уровни права — норма права (первичный уровень), правовой институт (вышестоящий уровень) и отрасль права (высший уровень системы). Взаимосвязь и взаимодействие этих элементов (уровней) и образуют целостную систему права.
В итоге, правовые институты и отрасли права формируют единство, согласованность и внутреннюю взаимосвязь норм права, и составляют систему права. В этой системе можно выделить три основных элемента, образующих соответствующие уровни права — норма права (первичный уровень), правовой институт (вышестоящий уровень) и отрасль права (высший уровень системы). Взаимосвязь и взаимодействие этих элементов (уровней) и образуют целостную систему права.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/5f377b24ac83f6bbdbcbedb58071ef32/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/