Темы

Непрерывное образование и самообразование


Вернуться назад


1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. без вводных абзацев;
  2. определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
  3. небытовая терминология;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции и цели – для чего нужно явление;
  6. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Что это? Образование -- это процесс (1) обучения и (2) развития личности, то есть воспитания, а не предоставления услуг по обучению. Оно включает в себя получение (1) знаний, (2) навыков и (3) ценностных ориентиров, необходимых для успешной и бесконфликтной жизни в обществе. Образование — один из способов становления личности путём получения знаний и приобретения навыков через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Образование может быть формальным (школы, колледжи, университеты) или неформальным (самообразование, курсы, тренинги).

Непрерывное образование — это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни. Непрерывное образование включает (1) формальное образование, то есть традиционные учебные заведения – университеты, колледжи, курсы повышения квалификации, и (2) неформальное обучение в рамках, не попадающих под определение формального образования. Отдельным направлением непрерывного образования является самообразование.

Самообразование — это образование, при котором знания (например, дисциплины (изучение астрономии как хобби) и навыки (например, игра на гитаре) приобретаются самостоятельно, без или с минимальной помощью обучающих лиц. Формами самообразования являются изучение научной, научно-популярной, учебной литературы, прессы; прослушивание лекций (например, проект МГУ «Teach-in»), он-лайн курсов и тренингов; решение задач; постоянная рефлексия пройденного материала; системная практика, если речь идет об обучении навыку; опыты, эксперименты, моделирование. Важными условиями достижения успеха при самообразовании являются (1) получение удовольствия от процесса обучения (овладения новыми знаниям или прогресс в навыке), (2) последовательность и упорство, (3) умение на системной основе выделить необходимое количество времени.

Для возможности осуществления непрерывного образования и самообразования необходимы следующие факторы: (1) инфраструктура и финансирование, (2) педагоги-просветители, (3) свободное время и желание обучающихся, (4) стимулы для государства и частных компаний. Инфраструктура – это, прежде всего, учреждения подготовки педагогов-просветителей, разработанные методики обучения и финансирование высокого вознаграждения педагогов. Стимулы для обучающихся – это не только удовлетворение потребностей, но и наличие в государстве условий для более образованных упрощенного использования социальных лифтов. Стимулы государства – заинтересованность в квалифицированном человеческом капитале, меньшая социальная нагрузка, увеличение налогов за счет производительного труда; стимулы для частных компаний – квалифицированные специалисты, увеличение производительности и рентабельности производства.

Для чего? Посредством непрерывного образования и самообразования отдельный человек удовлетворяет потребность саморазвития и любопытства, повышает собственную самооценку. Непрерывное образование помогает человеку оставаться конкурентоспособным на рынке труда, позволяет адаптироваться к изменениям в индустрии и открывает новые карьерные возможности. Далее, овладение новыми навыками и постоянная умственная деятельность в рамках саморазвития является профилактикой умственных заболеваний, прежде всего, болезни Альцгеймера. Наконец, формирование персональных для человека бытовых ценностей (получение новых знаний или навыков) и стремление к их реализации может стать целью и смыслом жизни человека.

Наличие возможности для непрерывного образования и самообразования позволяет обществу готовить исключительно квалифицированных специалистов в определенных сферах (от гражданской (академики, управленцы) до военной (офицеры Генерального штаба)). Эта система позволяет избегать косности и догматичности знаний у взрослых, состоявшихся личностей (особенно важно для ученых и государственных служащих, которые должны постоянно изучать теорию и практику в сферах своей деятельности). Важной составляющей является также религиозное образование, которое, как правило, является дополнительным или самообразованием. Создание условий и требований, чтобы религиозное образование в России предоставлялось в канонах, сформулированных членами нашего, а не иного (египетского, саудовского) общества, является важной задачей государства, российского православного, мусульманского и буддистского духовенства.

Государство и частый бизнес заинтересованы в непрерывном образовании и самообразовании, что обеспечивает социально-гуманитарный и технологический суверенитет. Социально-гуманитарный суверенитет минимизирует вторичность смыслов и обеспечивает исторически и культурно приемлемый для общества образ жизни: ценностные ориентиры, социальные нормы (нормы поведения и социальные роли), мораль и нравственность, символы и героев. Непрерывное образование в естественно-технических сферах является основной научно-технического прогресса и инноваций, повышает производительность труда и решает проблему дефицита работников.

Регулирование? Важное правовое регулирование образования и просвещения содержится в Конституции РФ, ФЗ «Об образовании в РФ» и Модельном законе СНГ «О просветительской деятельности». В частности, часть 5 статьи 43 Конституции РФ предусматривает, что РФ поддерживает различные формы самообразования. Важным элементом инфраструктуры для самообразования являются публичные библиотеки, которые в Москве регулируются Законом Москвы «О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы».
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
  2. социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
  3. духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
  4. политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Почему важно? Я считаю, что базисом России как стремящейся к модели социального государства должна быть не экономика, а как, по мнению социолога и публициста Зиновьева А.А., высказанному в книге «Русская трагедия», система образования, непрерывного образования и самообразования, формирующая человеческий капитала. Для того, чтобы система образования выполняла функцию базиса, в социальных государствах обеспечивают (1) высокую заработную плату педагогам-учителям (начиная с детских садов, начальных школ и заканчивая университетами), (2) максимальные социальные привилегии им и их семьям, (3) правовую защиту от родителей и учеников. Также необходимо обновлять и улучшать социальную инфраструктуру -- садики, школы, университеты, обучающие центры по подготовке рабочих типа «Алабуга Политех», специальные обучающие центры при частных компаниях и государственных корпорациях (например, при Ростехе). Отдельно следует развивать частые просветительские центры и проекты – «Архэ», «ТактикМедиа».

Следует также предотвращать проявления агрессивного религиозного радикального образования, несанкционированных молельных домов. Так, необходимо на государственном уровне принять решение о возможности назначения настоятелями церквей и мечетей (как служителей самых распространенных в России религий) только тех служителей культа, которые получили религиозное образование на территории России (для этого при необходимости создать в России собственные духовные учебные заведения). Это особенно важно для духовенства ислама, которое зачастую получает образование за границей – в Египте и Саудовской Аравии. Результатом обучения становится то, что они пытаются привнести не характерные для нашего общества ценностные ориентиры и образ жизни, стимулируя тем самым социальные конфликты и акты вооруженного экстремизма.ж
3. С чем не стоит путать
Самообразование как вид осознанной трудовой деятельности человека связан с деятельностью по просвещению. Так, просвещение -- это разновидность (1) неформального образования, (2) совокупность мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных и иных социально значимых сведений, (3) формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей. Случаи нарушения просветительской этики выявляются в России сообществом просветителей, например, в рамках проекта «Академик ВРАЛ», который проводит портал «Антропогенез.ру».
4. История развития
Важными учреждениями для самообразования являются публичные библиотеки. Так, первая государственная общедоступная библиотека была открыта в Санкт-Петербурге в 1795 году, а в Москве -- в 1862 году. Для обеспечения непрерывного образования и самообразования в 1919 году на Первом Всероссийском съезде по внешкольному образованию был поставлен приоритет создания детских внеклассных кружков, предшественников дворцов пионеров и школьников, домов детского творчества, станций юннатов. А с 1 октября 1943 года в СССР появились школы для желающих получать образование без отрыва от производства – вечерние школы («Школы рабочей молодежи» или «шаромыги»).

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/4c975e97f7960b62e19df62aa3f6abcd/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Духовная культура