Темы

Истина и ее критерии


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Истина – это эпистемологическая (то есть вытекающая из учения о структуре знания) характеристика, свойство знания, показывающее соотношение предмета знания с объективной реальностью или ее отдельными фактами. При этом знание -- это осведомленность или понимание чего-либо, что можно логически и фактически обосновать или проверить, в том числе опытом. Реальность же -- это существующий мир, объективно существующие факты, независимо от субъективного восприятия или понимания. Таким образом, истина является результатом познания (то есть процессом получения знания) об объективно существующей реальности.

Критерии истины являются стандартами, которые определяют, является ли высказывание, утверждение или факт истинным. Критерии истины – это то, с помощью чего можно установить, является ли истинным то или иное убеждение или предложение. В различных областях знания и философских течениях могут существовать различные критерии истины, которые формируют различные теории истины.

Первая теория истины называется «корреспондентской» или «классической» теорией. Так, Аристотель одним из первых философов утверждал, что истина заключается в соответствии между суждениями или высказываниями и объективной реальностью. Далее, Ф. Аквинский, средневековый философ, утверждал, что истина происходит из соответствия между умом и объективным миром. Таким образом, основным критерием истины в классической теории является соответствие высказывания или утверждения фактам объективной реальности.

Второй теорией истины считается «когерентная» теория, которая признает высказывания истинными только при условии, что они являются элементом согласованной системы высказываний. Так, известные философы Г. Гегель и Б. Рассел утверждали, что истина может быть найдена в системе взаимосвязанных идей и понятий, образующих логически законченную структуру. Критерием истины в данной теории является логическая связность и согласованность высказываний в рамках определенной системы или теории. В итоге, эта теория истины стала основой для такого метода познания как рационализм.

Третья теория истины «прагматическая» теория, в соответствии с которой идея является истинной, если она является причиной успешного или позитивного действия. Представителями теории являются философы Ч. Пирс и У. Джеймс, которые считали, что истинность выражается в практической полезности тех или иных идей или утверждений. Таким, образом критерием истинности стало наличие полезного результата: истинность проверялась опытом.

Далее, в соответствии с четвертой, «консенсусной» теорией истины, высказывание истинно, если оно будет принято в результате обмена аргументами в идеальном (то есть наиболее авторитетном в своей сфере) коммуникативном сообществе. По этому критерию, истина определяется тем, что признается большинством экспертов в определенной области. Однако необходимо быть осторожным с этим критерием, поскольку консенсус может быть ошибочным и не всегда являться достаточным доказательством истинности. На практике конвенциональная истина распространена в социально-гуманитарных науках (в юриспруденции) и отчасти используется в естественно-научной теории (в астрофизике, физике высоких энергий).

Наконец, пятая теория истины -- «эвиденциалистская». Эта теория исходит из предположения, что истинное высказывание непосредственно открывается интеллекту в акте интуиции или на основании опытного (эмпирического) восприятия. Представители эвиденциалистской теории утверждают, что что-то является истинным только в том случае, если есть достаточные доказательства или эмпирические основания для этого. В итоге, эвиденциализм стала основой для такой теории познания как сенсуализм (В. Кузен).

Отдельно стоит отметить религиозные критерии истины (которые можно считать разновидностью философских). В большинстве религий, а также в средневековой религиозной философии в роли критерия истины выступает авторитетное мнение пророков, богословов и других людей, заложивших основы конкретной религии. Это формирует религиозное мировоззрение, в том числе духовные ценности, которые выступают в качестве неформальных социальных институтов, регулирующих поведение членов общества.

Традиционно истину делят на объективную и субъектную. Так, объективная (абсолютная) истина считается независимой от человеческих представлений или суждений. Она существует независимо от восприятия наблюдателя и описывает объективную реальность. Естественно-научные факты и математические теоремы часто рассматриваются как примеры объективной истины (лёд – это одно из фазовых состояний воды; нельзя досчитать до бесконечности; в Солнечной системе только одна звезда).

Субъективная (относительная) истина связана с личным опытом, мнениями и убеждениями индивида, чувственным восприятием (эмоциональным интеллектом). Субъективная истина может быть верной для конкретного человека, но она не обязательно распространяется на всех. Например, личные восприятия и эмоции могут быть субъективной истиной для конкретного индивида. Так, эгоцентричное сознание, когда человек воспринимает поведение других через то, как бы поступил он в схожей ситуации, часто приводит к ошибочным ожиданиям.

Понимание истины помогает принимать разумные, обоснованные и прагматичные решения в различных сферах жизни, которые должны быть направлены на повышение благосостояния общества, становится основой научного и технологического развития общества. Далее, стремление к истине способствует развитию личности, самопознанию, формированию критического мышления и предотвращает возможность манипулирования. Истина помогает различать правду и ложь, осознавать иерархию целей и ценностей, отличать конструктивные идеи от деструктивных.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Мне очень нравится высказывания из романа-антиутопии Дж. Оруэлла «1984»: «Если ты в меньшинстве — и даже в единственном числе, — это не значит, что ты безумен. Есть правда и есть неправда, и, если ты держишься правды, пусть наперекор всему свету, ты не безумен». Таким образом, правда, как стремление к как можно более объективной истине, позволяет человеку сохранять сознание и оставаться человеком как духовному существу. Именно поэтому не могу согласиться с мнением известного социолога и историка М. Фуко, который считал, что истина не является статичной, а скорее представляет собой продукт власти и общественного дискурса, идеологии, превалирующих в обществе идей.

Я также считаю, что в рамках стандартных сфер общественной жизни всегда нужно определять истинные цели, к которым необходимо стремиться. Так, в экономической сфере истинной целью деятельности предпринимателей должны стать не просто заработок прибыли, но осознание того, что заработанные в России средства нужно не выводить, а использовать внутри страны для финансирования создания потребительской и производственной инфраструктуры. В социальной сфере истинными целями государства и общества должна стать создание условий для многодетной, крепкой семьи и повышение демографии (стимулирование рождений второго и третьего ребенка через крупные единовременные выплаты). В обществе, в целом, должен поощряться исинный, созидательный труд – физический или интеллектуальный, а не спекуляции – стремление вкладывать денежные средства в фондовый или валютный рынок (что должно быть законным, но социально не поощряемым поведением). Наконец, нашим обществом должна быть осознана и реализована на практике истинная цель взаимодействия общества и государства – государство должно восприниматься позитивно, как важный инструмент достижения поставленных перед собой членами общества сверхзадач.
3. Примеры из практики
Практически значимые критерии истинности доказательств установлены рядом процессуальных кодексов -- АПК РФ, ГПК РФ и УПК РФ. В целом, они исходят из того, что обстоятельства дела, признанные судами общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Более того, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, – преюдиция.
4. С чем не следует путать
Истине, как правило, противостоит заблуждение и ложь. Если заблуждение – это ненамеренное искажение истины, то ложь – намеренное искажение истины, введение в заблуждение и обман. В правовом ключе, например, гражданско-правовое сделки, заключенные под влиянием существенного заблуждения или обмана, являются оспоримыми и могут быть признаны судом недейственными (статьи 178 и 179 ГК РФ). Более того, хищение имущества путем злоупотребления доверием или обмана является преступлением – мошенническом (статья 158 УК РФ).

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/f5df208ca36bd4de2bb49de1d69d75f1/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Человек и общество