Вернуться назад
1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- понятие – признаки или особенности;
- структура и содержание;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- правовое регулирование в РФ
- факторы/условия возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Политический институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, материальных и нематериальных ресурсов и социальных норм, объединяемых для осуществления социально значимых функций в политической сфере. Политические институты также являются видом социальных институтов и элементом политической сферы жизни общества. При этом политическая сфера общества — это деятельность индивидов, социальных групп и политических организаций (например, государство) и групп (например, политических партий) в связи с их отношением, прежде всего, к государственной власти. Важно, что политическая сфера является подсистемой единой системы с иными сферами общественной жизни -- экономической, социальной и духовно-культурной.
Политические институты существуют в контексте с иными элементами политической сферы -- (1) политическими отношениями и (2) политическим сознанием (менталитетом, ценностями). Так, политические отношения, как элемент политической сферы, по мнению известного правоведа А.М. Арбузкина, являются отношениями между различными социальными группами, индивидами, политическими организациями и группами по поводу завладения, удержания и осуществления политической (прежде всего государственной) власти. В структуре политических отношений выделяются субъекты -- социальные группы, индивиды, политические организации и группы -- и объект – политическая (в частности, государственная) власть. Содержанием политических отношений являются взаимосвязи и взаимодействия между субъектами в рамках политических институтов по поводу государственной власти, то есть, по мнению М. Вебера, возможности осуществлять руководство и подчинение от имени государства и при его поддержке.
Так, в зависимости от типов взаимосвязей между субъектами выделяют следующие виды политических отношений: (1) равенства и подчинения, а также (2) партнерства и конфликта. Наиболее радикальной стадией политического конфликта, когда избирается силовой метод разрешения спорного вопроса, может стать война. В целом, виды политических отношений во многом зависят от связанных с политической сферой экономических, социальных и духовно-культурных условий существования государства и общества. Нормальное развитие политических отношений в обществе, при наличии политической конкуренции называется политическим процессом; отношения борьбы – политическим конфликтом.
Функции политических институтов, то есть цели их существования, заключаются, прежде всего, в повышении уровня благосостояния общества в каждой сфере общественной жизни. Применительно к политической сфере функции политических институтов заключаются в создании стабильности и предсказуемости политических отношений. Политические институты способствуют обычным людям в выражении их интересов, защите прав и выполнении обязанностей, то есть устанавливают заранее сформулированные «правила игры» -- осуществляют регулирующую функцию. Далее, они также выражают охранительную функцию – предотвращают социальные конфликты, создают условия для стабильного развития государства и общества.
Политические институты бывают государственными и негосударственными. К первым относятся непосредственно государство и органы власти (Правительство РФ, Совет Федерации РФ, Государственная Дума РФ), ко вторым — политические партии, общественно-политические движения. Далее, известный экономист А.А. Аузан делит институты по критерию регулируемости социальными нормами и возможности организованного принуждения на (1) формальные (регулируемые социальные нормами – семья, система образования) и (2) неформальные (ценности, в том числе духовные ценности). Так, неформальными политическими институтами могут быть политические традиции или обычаи – например, когда монарх Великобритании не отклоняет законы, принятые парламентом (при наличии такой возможности).
Часто политические институты делят на демократические и недемократические. Так, многие политические системы часто используют некоторые демократические институты — выборы, референдумы — для придания себе респектабельности в глазах других государств и собственных граждан. На практике это выливается лишь в видимую конкурентность и неэффективное управление, часто в популизм -- то есть политику, апеллирующую к широким массам и обещающую им скорое и лёгкое решение острых социальных проблем. В связи с этим важны не только правильные или демократические политические институты, а практика их применения с учетом исторических, этно-культурных, социально-экономических и политических особенностей конкретного общества.
Основными политическими институтами, по мнению А.И. Соловьева в учебнике «Введение в политологию», являются государство, политические партии и группы интересов. Очевидно, что государство — это основной центральный институт общества, представляющий собой политико-территориальную организацию публичной власти. Государство обладает следующими признаками: (1) возможностью формирования права и содержания аппарат принуждения, (2) территорией, (3) населением, (4) суверенитетом, (5) возможностью взимания налогов и сборов. В деятельности государства концентрируется основное содержание политики.
Важно, что в самом определении государства содержатся социальные, в том числе, политические институты. Так, право как институт (социальный и политический) является системой общеобязательных, формально определенных социальных норм, устанавливаемых (или санкционируемых) государством, выражающих согласованную волю всего общества, обеспечиваемых государственным принуждением. Далее, суверенитет предполагает верховенство, единство и независимость власти, невозможность влиять на нее через политические, экономические, финансовые, технологические и информационные средства как внутри государства, так и за его пределами.
Группы интересов можно определить как добровольные объединения, специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих интересов (например, профсоюзы, диаспоры, землячества, инициативные группы, клубы фанатов). Крайне опасными в России являются диаспоры (особенно, представителей трудовых мигрантов) (которые должны быть запрещены законодательно), поскольку зачастую защищают враждебные российскому обществу этно-культурные ценности. Политические партии -- это специализированные, организационно упорядоченные объединения наиболее активных граждан. Политические партии действуют в России действуют в рамках ФЗ «О политических партиях». От всех групп интересов партию отличают (1) цель – получение политической власти, (2) внутренняя организация, (3) наличие политической программы.
Существуют иные менее значимые, но достаточно существенные для политической сферы жизни политические институты. К общим политическим институтам можно отнести правовое государство, гражданское общество, политические режимы (демократию, разные виды авторитаризма, в том числе электоральный авторитаризм). Специализированными политическими институтами можно назвать избирательную систему, выборы, референдум, политический плюрализм. Наконец, нация, политическая идеология и политическая культура также рассматриваются в качестве политических институтов.
Политические институты существуют в контексте с иными элементами политической сферы -- (1) политическими отношениями и (2) политическим сознанием (менталитетом, ценностями). Так, политические отношения, как элемент политической сферы, по мнению известного правоведа А.М. Арбузкина, являются отношениями между различными социальными группами, индивидами, политическими организациями и группами по поводу завладения, удержания и осуществления политической (прежде всего государственной) власти. В структуре политических отношений выделяются субъекты -- социальные группы, индивиды, политические организации и группы -- и объект – политическая (в частности, государственная) власть. Содержанием политических отношений являются взаимосвязи и взаимодействия между субъектами в рамках политических институтов по поводу государственной власти, то есть, по мнению М. Вебера, возможности осуществлять руководство и подчинение от имени государства и при его поддержке.
Так, в зависимости от типов взаимосвязей между субъектами выделяют следующие виды политических отношений: (1) равенства и подчинения, а также (2) партнерства и конфликта. Наиболее радикальной стадией политического конфликта, когда избирается силовой метод разрешения спорного вопроса, может стать война. В целом, виды политических отношений во многом зависят от связанных с политической сферой экономических, социальных и духовно-культурных условий существования государства и общества. Нормальное развитие политических отношений в обществе, при наличии политической конкуренции называется политическим процессом; отношения борьбы – политическим конфликтом.
Функции политических институтов, то есть цели их существования, заключаются, прежде всего, в повышении уровня благосостояния общества в каждой сфере общественной жизни. Применительно к политической сфере функции политических институтов заключаются в создании стабильности и предсказуемости политических отношений. Политические институты способствуют обычным людям в выражении их интересов, защите прав и выполнении обязанностей, то есть устанавливают заранее сформулированные «правила игры» -- осуществляют регулирующую функцию. Далее, они также выражают охранительную функцию – предотвращают социальные конфликты, создают условия для стабильного развития государства и общества.
Политические институты бывают государственными и негосударственными. К первым относятся непосредственно государство и органы власти (Правительство РФ, Совет Федерации РФ, Государственная Дума РФ), ко вторым — политические партии, общественно-политические движения. Далее, известный экономист А.А. Аузан делит институты по критерию регулируемости социальными нормами и возможности организованного принуждения на (1) формальные (регулируемые социальные нормами – семья, система образования) и (2) неформальные (ценности, в том числе духовные ценности). Так, неформальными политическими институтами могут быть политические традиции или обычаи – например, когда монарх Великобритании не отклоняет законы, принятые парламентом (при наличии такой возможности).
Часто политические институты делят на демократические и недемократические. Так, многие политические системы часто используют некоторые демократические институты — выборы, референдумы — для придания себе респектабельности в глазах других государств и собственных граждан. На практике это выливается лишь в видимую конкурентность и неэффективное управление, часто в популизм -- то есть политику, апеллирующую к широким массам и обещающую им скорое и лёгкое решение острых социальных проблем. В связи с этим важны не только правильные или демократические политические институты, а практика их применения с учетом исторических, этно-культурных, социально-экономических и политических особенностей конкретного общества.
Основными политическими институтами, по мнению А.И. Соловьева в учебнике «Введение в политологию», являются государство, политические партии и группы интересов. Очевидно, что государство — это основной центральный институт общества, представляющий собой политико-территориальную организацию публичной власти. Государство обладает следующими признаками: (1) возможностью формирования права и содержания аппарат принуждения, (2) территорией, (3) населением, (4) суверенитетом, (5) возможностью взимания налогов и сборов. В деятельности государства концентрируется основное содержание политики.
Важно, что в самом определении государства содержатся социальные, в том числе, политические институты. Так, право как институт (социальный и политический) является системой общеобязательных, формально определенных социальных норм, устанавливаемых (или санкционируемых) государством, выражающих согласованную волю всего общества, обеспечиваемых государственным принуждением. Далее, суверенитет предполагает верховенство, единство и независимость власти, невозможность влиять на нее через политические, экономические, финансовые, технологические и информационные средства как внутри государства, так и за его пределами.
Группы интересов можно определить как добровольные объединения, специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих интересов (например, профсоюзы, диаспоры, землячества, инициативные группы, клубы фанатов). Крайне опасными в России являются диаспоры (особенно, представителей трудовых мигрантов) (которые должны быть запрещены законодательно), поскольку зачастую защищают враждебные российскому обществу этно-культурные ценности. Политические партии -- это специализированные, организационно упорядоченные объединения наиболее активных граждан. Политические партии действуют в России действуют в рамках ФЗ «О политических партиях». От всех групп интересов партию отличают (1) цель – получение политической власти, (2) внутренняя организация, (3) наличие политической программы.
Существуют иные менее значимые, но достаточно существенные для политической сферы жизни политические институты. К общим политическим институтам можно отнести правовое государство, гражданское общество, политические режимы (демократию, разные виды авторитаризма, в том числе электоральный авторитаризм). Специализированными политическими институтами можно назвать избирательную систему, выборы, референдум, политический плюрализм. Наконец, нация, политическая идеология и политическая культура также рассматриваются в качестве политических институтов.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
- экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
- социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
- духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
- политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Я уверен, что для стабильного сохранения легитимности политической власти (предотвращения кризиса легитимности) в РФ необходимо разработать исторически и культурно приемлемый политический институт передачи власти. Так, я полагаю, что политический режим в России можно определить как мягкую форму электорального авторитаризма. Как и у любого электорального авторитаризма в России не решена проблема механизма сменяемости персоналий у власти. В связи с этим было бы разумным на экспертном уровне инициировать обсуждения того, должен ли Президент РФ избираться просто на выборах или, в качестве конституционного обычая, действующий, но не избираемый Президент РФ, может готовить и поддержать на выборах претендента из, например, Правительства РФ или иных высших государственных должностей.
Также с учетом истории развития российской государственности полагаю чрезвычайно важным признание со стороны российского общества значимости таких политических институтов, как, государство и право. Уважение к государству и институтам власти, в частности, к президенту как институту, а не персоналии, является условием сохранения и стабильного развития нашего общества. Мне видится, что уважение к государству, вооруженным силам, педагогам, медицинским и научным работникам создаст предпосылки для этно-культурно сбалансированного российского общества, а не просто общества потребления или теократического общества (где главенствуют религиозные нормы).
Также с учетом истории развития российской государственности полагаю чрезвычайно важным признание со стороны российского общества значимости таких политических институтов, как, государство и право. Уважение к государству и институтам власти, в частности, к президенту как институту, а не персоналии, является условием сохранения и стабильного развития нашего общества. Мне видится, что уважение к государству, вооруженным силам, педагогам, медицинским и научным работникам создаст предпосылки для этно-культурно сбалансированного российского общества, а не просто общества потребления или теократического общества (где главенствуют религиозные нормы).
3. С чем не путать
Политические институты следует отличать от явлений или практической реализации институтов в политической жизни. Так, государство (политический институт) следует отличать от страны (явление), а парламентаризм (политический институт) от Федерального Собрания РФ (государственный орган). Основным отличием является то, что социальное явление изначально не направлено на осуществление социально значимой функции, а практическая реализация института уже не является системой правил, теоретической (идеальной) структурой, которой является политический институт.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/0f1df4bd9330ab4941b97d1bc5dc9517/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/