Вернуться назад
1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- понятие – признаки или особенности;
- структура и содержание;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
- правовое регулирование в РФ
- объективное или субъективное понимание;
- источник правоотношения;
- структура: субъект и объект;
- содержание: субъективные права и юридические обязанности;
- предмет и метод регулирования;
- норма, институт, подотрасль, отрасль
Разделение властей является (1) политической теорией и реализуемым на практике (2) политическим институтом, который подразумевает распределение государственной власти между независимыми друг от друга, но при этом уравновешивающими и контролирующими друг друга ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. В целом, власть -- это отношения господства и подчинения, в которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминирует над волей и действиями других лиц (подвластных). Публичная власть проявляется в формах (1) государственной власти и (2) местного самоуправления (муниципальной власти). Суть принципа разделения публичной власти заключается в горизонтальном распределении основным полномочий между различными государственными органами без иерархии между ветвями.
В рамках разделения власти важно не только распределение полномочий между государственными органами, но и сбалансированность полномочий. На практике это реализуется в рамках принципа «сдержек и противовесов». Суть этого принципа заключается в том, чтобы каждый из органов соответствующей ветви власти влиял на орган другой ветви – так, законодательные органы могут поставить вопрос о доверии главе исполнительной власти, глава исполнительной власти может назначать судей, а судьи могут иметь возможность участия в отстранении от должности членов законодательного органа.
Следует задаться вопросом, чем нехорош был режим, когда все ветви власти сосредоточены в одних руках – например, в руках монарха. Позитивными моментами – эффективность и быстрота решения вопросов без необходимости длительного согласования и соблюдения процедур, отсутствие закулисных переговоров и интриг между представителями ветвей власти. Негативными же моментами становилась не столько узурпация власти, сколько то, что последующий наследник мог не обладать положительными характеристика своего предшественника. Это порождало системный сбой в управлении государством и вело к революциям и социальным конфликтам.
Основоположниками «классического» варианта теории разделения властей считают Дж. Локка и Ш. Монтескье. Так, Дж. Локк был сторонником конституционной монархии и теории общественного договора, теоретиком гражданского общества и правового государства. Он первым предложил принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную при главенстве законодательной власти. Федеративная власть, по Дж. Локку, занималась внешнеполитической деятельностью, а суды формировались исполнительной властью (как затем в Конституции РСФСР 1918 года).
Ш. Монтескье осуществил наиболее основательную разработку принципа разделения власти. В отличие от Дж. Локка Ш. Монтескье выделял в системе органов власти и судебную власть, которая могла быть доверена не какому-либо специальному органу, а выборным лицам из народа. Отсюда Ш. Монтескье делал вывод о том, что судебная власть не являлась государственной властью, а властью общества.
Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. Разработчики Конституции США -- А. Гамильтон иДж. Мэдисон -- дополнили горизонтальное разделение власти возможностью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели «разделения власти» была включена система «сдержек и противовесов» в полномочиях между различными государственными органами.
Реализацию принципа в современном обществе можно рассмотреть на примере России. Исторически первое обоснование принципа разделения властей сформулировал еще Сперанский М.М. в своем «Введении к уложению государственных законов» (1809 года). Он предлагал «два различных устройства» самодержавной власти -- на основе (1) закона и (2) принципа разделения властей.
В современном виде принцип разделения власти в России нашел отражение в статье 10 Конституции РФ, которая предусматривает, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Интересно, что по мнению известного правоведа Авакьяна С.А., в системе местного самоуправления принцип разделения властей официально не применяется, но на практике все равно различаются представительные (думы, собрания) и исполнительные органы (в лице главы муниципального образования и местной администрации) местного самоуправления.
Согласно статье 11 Конституции РФ, государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Федеральное собрание — парламент РФ — законодательный и представительный орган. Правительство РФ возглавляет систему органов исполнительной власти РФ. Суды РФ — Конституционный Суд РФ (с оговорками, поскольку минимально осуществляет правосудие), Верховный Суд РФ и другие федеральные и региональные суды осуществляют судебную власть.
В рамках разделения власти важно не только распределение полномочий между государственными органами, но и сбалансированность полномочий. На практике это реализуется в рамках принципа «сдержек и противовесов». Суть этого принципа заключается в том, чтобы каждый из органов соответствующей ветви власти влиял на орган другой ветви – так, законодательные органы могут поставить вопрос о доверии главе исполнительной власти, глава исполнительной власти может назначать судей, а судьи могут иметь возможность участия в отстранении от должности членов законодательного органа.
Следует задаться вопросом, чем нехорош был режим, когда все ветви власти сосредоточены в одних руках – например, в руках монарха. Позитивными моментами – эффективность и быстрота решения вопросов без необходимости длительного согласования и соблюдения процедур, отсутствие закулисных переговоров и интриг между представителями ветвей власти. Негативными же моментами становилась не столько узурпация власти, сколько то, что последующий наследник мог не обладать положительными характеристика своего предшественника. Это порождало системный сбой в управлении государством и вело к революциям и социальным конфликтам.
Основоположниками «классического» варианта теории разделения властей считают Дж. Локка и Ш. Монтескье. Так, Дж. Локк был сторонником конституционной монархии и теории общественного договора, теоретиком гражданского общества и правового государства. Он первым предложил принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную при главенстве законодательной власти. Федеративная власть, по Дж. Локку, занималась внешнеполитической деятельностью, а суды формировались исполнительной властью (как затем в Конституции РСФСР 1918 года).
Ш. Монтескье осуществил наиболее основательную разработку принципа разделения власти. В отличие от Дж. Локка Ш. Монтескье выделял в системе органов власти и судебную власть, которая могла быть доверена не какому-либо специальному органу, а выборным лицам из народа. Отсюда Ш. Монтескье делал вывод о том, что судебная власть не являлась государственной властью, а властью общества.
Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. Разработчики Конституции США -- А. Гамильтон иДж. Мэдисон -- дополнили горизонтальное разделение власти возможностью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели «разделения власти» была включена система «сдержек и противовесов» в полномочиях между различными государственными органами.
Реализацию принципа в современном обществе можно рассмотреть на примере России. Исторически первое обоснование принципа разделения властей сформулировал еще Сперанский М.М. в своем «Введении к уложению государственных законов» (1809 года). Он предлагал «два различных устройства» самодержавной власти -- на основе (1) закона и (2) принципа разделения властей.
В современном виде принцип разделения власти в России нашел отражение в статье 10 Конституции РФ, которая предусматривает, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Интересно, что по мнению известного правоведа Авакьяна С.А., в системе местного самоуправления принцип разделения властей официально не применяется, но на практике все равно различаются представительные (думы, собрания) и исполнительные органы (в лице главы муниципального образования и местной администрации) местного самоуправления.
Согласно статье 11 Конституции РФ, государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Федеральное собрание — парламент РФ — законодательный и представительный орган. Правительство РФ возглавляет систему органов исполнительной власти РФ. Суды РФ — Конституционный Суд РФ (с оговорками, поскольку минимально осуществляет правосудие), Верховный Суд РФ и другие федеральные и региональные суды осуществляют судебную власть.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
В итоге, я хотел бы указать на то, что принцип разделения власти на три ветви является разумным и практически применимым, но не идеальным. Он может быть действенным только вместе с другим принципом – принципом сдержек и противовесов. Сам принцип разделения власти создал предпосылки для разумно справедливого механизма осуществления власти, повышения благосостояния общества в России в каждой сфере жизни и для эволюционного развития общества. Он препятствует узурпации власти в одних руках, стимулирует развитие правового государства.
Полагаю уместным исследовать соблюдение принципа разделения властей в контексте возможного механизма сменяемости президентской власти. Так, политический режим в России можно считать электоральным авторитаризмом из-за неразработанных институтов политического плюрализма и сменяемости президентской власти. Как у любого авторитаризма, в России не решена проблема сменяемости персоналий у власти. В связи с этим было бы разумным на экспертном уровне инициировать не просто обсуждение возможных изменений в избирательной системе, а вопроса, должен ли Президент РФ с учетом сформированного конституционного обычая готовить и поддерживать на выборах претендента из, например, Правительства РФ или иных высших государственных должностей. Будет ли в таком ключе исполнительная власть рассматриваться как более значимая, чем законодательная и судебная?
Полагаю уместным исследовать соблюдение принципа разделения властей в контексте возможного механизма сменяемости президентской власти. Так, политический режим в России можно считать электоральным авторитаризмом из-за неразработанных институтов политического плюрализма и сменяемости президентской власти. Как у любого авторитаризма, в России не решена проблема сменяемости персоналий у власти. В связи с этим было бы разумным на экспертном уровне инициировать не просто обсуждение возможных изменений в избирательной системе, а вопроса, должен ли Президент РФ с учетом сформированного конституционного обычая готовить и поддерживать на выборах претендента из, например, Правительства РФ или иных высших государственных должностей. Будет ли в таком ключе исполнительная власть рассматриваться как более значимая, чем законодательная и судебная?
3. С чем не стоит путать
В итоге, я хотел бы указать на то, что принцип разделения власти на три ветви является разумным и практически применимым, но не идеальным. Он может быть действенным только вместе с другим принципом – принципом сдержек и противовесов. Сам принцип разделения власти создал предпосылки для разумно справедливого механизма осуществления власти, повышения благосостояния общества в России в каждой сфере жизни и для эволюционного развития общества. Он препятствует узурпации власти в одних руках, стимулирует развитие правового государства.
Полагаю уместным исследовать соблюдение принципа разделения властей в контексте возможного механизма сменяемости президентской власти. Так, политический режим в России можно считать электоральным авторитаризмом из-за неразработанных институтов политического плюрализма и сменяемости президентской власти. Как у любого авторитаризма, в России не решена проблема сменяемости персоналий у власти. В связи с этим было бы разумным на экспертном уровне инициировать не просто обсуждение возможных изменений в избирательной системе, а вопроса, должен ли Президент РФ с учетом сформированного конституционного обычая готовить и поддерживать на выборах претендента из, например, Правительства РФ или иных высших государственных должностей. Будет ли в таком ключе исполнительная власть рассматриваться как более значимая, чем законодательная и судебная?
Как предусмотрено в статье 3 Конституции РФ, принятие всенародным голосованием Конституции РФ либо закона есть осуществление государственной власти народом. Кроме того, в России есть или могут существовать государственные органы, которые не вписываются в указанную выше триаду ветвей власти. Так, для принятия новой Конституции должно быть созвано Конституционное Собрание, а к какой ветви власти относится Президент РФ, Банк России, прокуратура, Конституционный Суд РФ, ЦИК РФ? В связи с этим Авакьян С.А. говорит о возможности выделять следующие ветви власти в РФ: (1) учредительную, (2) народную, (3) президентскую, (4) законодательную, (5) исполнительную, (6) судебную, (7) прокурорскую, (8) избирательную, (9) финансово-банковскую.
Полагаю уместным исследовать соблюдение принципа разделения властей в контексте возможного механизма сменяемости президентской власти. Так, политический режим в России можно считать электоральным авторитаризмом из-за неразработанных институтов политического плюрализма и сменяемости президентской власти. Как у любого авторитаризма, в России не решена проблема сменяемости персоналий у власти. В связи с этим было бы разумным на экспертном уровне инициировать не просто обсуждение возможных изменений в избирательной системе, а вопроса, должен ли Президент РФ с учетом сформированного конституционного обычая готовить и поддерживать на выборах претендента из, например, Правительства РФ или иных высших государственных должностей. Будет ли в таком ключе исполнительная власть рассматриваться как более значимая, чем законодательная и судебная?
Как предусмотрено в статье 3 Конституции РФ, принятие всенародным голосованием Конституции РФ либо закона есть осуществление государственной власти народом. Кроме того, в России есть или могут существовать государственные органы, которые не вписываются в указанную выше триаду ветвей власти. Так, для принятия новой Конституции должно быть созвано Конституционное Собрание, а к какой ветви власти относится Президент РФ, Банк России, прокуратура, Конституционный Суд РФ, ЦИК РФ? В связи с этим Авакьян С.А. говорит о возможности выделять следующие ветви власти в РФ: (1) учредительную, (2) народную, (3) президентскую, (4) законодательную, (5) исполнительную, (6) судебную, (7) прокурорскую, (8) избирательную, (9) финансово-банковскую.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/19062fd1fdf87c321994d68047912751/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/