Вернуться назад
1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- без вводных абзацев;
- определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
- небытовая терминология;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
- правовое регулирование в РФ
- факторы/условия возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Социальные нормы -- это (1) сознательно установленные или стихийно сложившиеся в обществе, (2) как правило, повторяющиеся в нескольких поколениях (3) модели поведения. В социальных нормах важно не только содержание, то есть суть поведения, но и пределы поведения. Обычные нормы устанавливают пределы нормального, то есть положительного или нейтрального, поведения. Негативное же поведение в правовых нормах обычно указано в виде составов правонарушений, преступлений, правовых запретов, а в социальных нормах – в виде табу, запрещений, вето, наказов.
Осознанность социальной нормы означает ее изначальную известность, понятность для членов общества. Повторяемость же среди поколений означает преемственность социальной нормы, ее устойчивость – традицию, историческую память и временное единство общества. Так, известный этнолог Малиновский Б. в книге «Научная теория культуры» указывал, что «…традиция … есть форма коллективной адаптации общины к ее среде. Уничтожьте традицию, и вы … обречете его (народ, этнос – прим. автор) на … неизбежный процесс умирания».
Социальные нормы часто специфичны для каждого общества и, как правило, носят неуниверсальный характер. Так, в ряде обществ невесты на свадьбу надевают белые одежды, а в других обществ – белый цвет характерен для похорон. Также важно, что социальные нормы обладают признаком неисчерпаемости, то есть исполнение заложенного в норме правила не прекращает действие нормы. Это отличает их от, например, норм применения права, действие которых прекращается в результате исполнения (так, исполнение решения суда, по сути, прекращает порождаемые им отношения).
Деление социальных норм можно провести на (1) нормы права и (2) неправовые социальные нормы. В объективном смысле право рассматривается как система (1) формально определенных социальных норм, устанавливаемых государством, (2) общеобязательных и обеспечиваемых государственным принуждением (что отличает от иных социальных норм), (3) выступающих в качестве регулятора общественных отношений. Право как система состоит из трех основных элементов, уровней права — (1) норма права (первичный уровень), (2) правовой институт (вышестоящий уровень) и (3) отрасль права (высший уровень системы). При этом норма права, как правило, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
По критерию сфер общественной жизни неправовые социальные нормы можно разделить на экономические, социальные, духовно-культурные и политические. Так, экономические нормы регулируют хозяйственную деятельность, а также создание, распределение, обмен и потребление материальных благ. Например, в рыночной системе нормой является то, что коммерческие юридические лица стремятся максимизировать прибыль, а в плановой – реализовать проекте (например, запуск первого космонавта СССР Гагарина Ю.А.).
В социально сфере важную роль играют обычаи и традиции. Например, социальный обычай «местничества» был основой для формирования государственного аппарата. Далее, корпоративные нормы, содержащиеся в уставах и положениях организаций, устанавливают правила внутреннего взаимодействия между участниками таких объединений. Наконец, к социальным можно отнести технические нормы, не являющиеся правовыми (например, инструкции по эксплуатации и ремонту неопасных для жизни и здоровья товаров).
Социальными нормами в духовно-культурной сфере являются обычаи, традиции, ритуалы, обряды, религиозные нормы, догмы, нормы морали и нравственности. Ритуалы (посвящение во взрослую жизнь – социальная индоктринация) и обряды (свадебный обряд) – символические действия, предписанные традицией общества, в рамках значимого социального события. Религиозные нормы -- догматы, учения и предания, которые дают представление (1) о первоначале (Боге), (2) об устройстве природы и человеческого общества, (3) о смысле жизни человека. Наконец, нормы морали -- это система норм и ценностей, которые формируют и регулируют поведение людей в обществе с точки зрения того, является ли их поведение правильным или неправильным, благом или злом.
По мнению Арбузкина А.М., следует выделять политические нормы. Они являются правилами поведения об осуществлении публичной власти, а также обещаниями о будущем устройстве власти. Так, политические нормы содержатся в различных манифестах, декларациях, программах политических партий.
Все социальные нормы выполняют следующие основные функции: регулятивную и охранительную, поскольку устанавливают условия функционирования общества, предотвращая социальную напряжённость и конфликты. Также они выполняют инструментальную функцию: общество и государство создают нормы (часто правовые) – запреты или стимулы, -- формируя социальные институты для стабильного существования и эволюционного развития личностей и общества. В целом, социальные нормы в обществе формируют (1) культурную идентичность (по сути, делят на «свой-чужой») и (2) единство посредством сохранения традиций и исторической памяти. Так, по мнению, известного публициста Кара-Мурза Г.С. («Советская цивилизация»): «…безтрадиций и «иррациональных» норм, запретов и ритуалов может существовать … лишь упрощенное общество атомизированных индивидуумов».
Социальные неправовые нормы, как правило, не имеют очевидного источники (за исключением корпоративных и технических), поскольку складываются путем многократного повторения. Правовые же нормы порождаются источниками права — способами закрепления и выражения правовых норм, посредством которых они становятся общеобязательными. Так, основным источником права является нормативный правовой акт — юридический (1) документ, издаваемый (2) органом государственной (или местной) власти (3) в установленном порядке и (4) содержащий общеобязательные правила. Иногда государства определяют судебный прецедент в качестве источника права. Также существуют источники права, не порождаемые государственными органами, но признаваемые ими: правовой обычай, правовое обыкновение, религиозные каноны, правовая доктрина, коллективные договоры, локальные нормативные акты.
Осознанность социальной нормы означает ее изначальную известность, понятность для членов общества. Повторяемость же среди поколений означает преемственность социальной нормы, ее устойчивость – традицию, историческую память и временное единство общества. Так, известный этнолог Малиновский Б. в книге «Научная теория культуры» указывал, что «…традиция … есть форма коллективной адаптации общины к ее среде. Уничтожьте традицию, и вы … обречете его (народ, этнос – прим. автор) на … неизбежный процесс умирания».
Социальные нормы часто специфичны для каждого общества и, как правило, носят неуниверсальный характер. Так, в ряде обществ невесты на свадьбу надевают белые одежды, а в других обществ – белый цвет характерен для похорон. Также важно, что социальные нормы обладают признаком неисчерпаемости, то есть исполнение заложенного в норме правила не прекращает действие нормы. Это отличает их от, например, норм применения права, действие которых прекращается в результате исполнения (так, исполнение решения суда, по сути, прекращает порождаемые им отношения).
Деление социальных норм можно провести на (1) нормы права и (2) неправовые социальные нормы. В объективном смысле право рассматривается как система (1) формально определенных социальных норм, устанавливаемых государством, (2) общеобязательных и обеспечиваемых государственным принуждением (что отличает от иных социальных норм), (3) выступающих в качестве регулятора общественных отношений. Право как система состоит из трех основных элементов, уровней права — (1) норма права (первичный уровень), (2) правовой институт (вышестоящий уровень) и (3) отрасль права (высший уровень системы). При этом норма права, как правило, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
По критерию сфер общественной жизни неправовые социальные нормы можно разделить на экономические, социальные, духовно-культурные и политические. Так, экономические нормы регулируют хозяйственную деятельность, а также создание, распределение, обмен и потребление материальных благ. Например, в рыночной системе нормой является то, что коммерческие юридические лица стремятся максимизировать прибыль, а в плановой – реализовать проекте (например, запуск первого космонавта СССР Гагарина Ю.А.).
В социально сфере важную роль играют обычаи и традиции. Например, социальный обычай «местничества» был основой для формирования государственного аппарата. Далее, корпоративные нормы, содержащиеся в уставах и положениях организаций, устанавливают правила внутреннего взаимодействия между участниками таких объединений. Наконец, к социальным можно отнести технические нормы, не являющиеся правовыми (например, инструкции по эксплуатации и ремонту неопасных для жизни и здоровья товаров).
Социальными нормами в духовно-культурной сфере являются обычаи, традиции, ритуалы, обряды, религиозные нормы, догмы, нормы морали и нравственности. Ритуалы (посвящение во взрослую жизнь – социальная индоктринация) и обряды (свадебный обряд) – символические действия, предписанные традицией общества, в рамках значимого социального события. Религиозные нормы -- догматы, учения и предания, которые дают представление (1) о первоначале (Боге), (2) об устройстве природы и человеческого общества, (3) о смысле жизни человека. Наконец, нормы морали -- это система норм и ценностей, которые формируют и регулируют поведение людей в обществе с точки зрения того, является ли их поведение правильным или неправильным, благом или злом.
По мнению Арбузкина А.М., следует выделять политические нормы. Они являются правилами поведения об осуществлении публичной власти, а также обещаниями о будущем устройстве власти. Так, политические нормы содержатся в различных манифестах, декларациях, программах политических партий.
Все социальные нормы выполняют следующие основные функции: регулятивную и охранительную, поскольку устанавливают условия функционирования общества, предотвращая социальную напряжённость и конфликты. Также они выполняют инструментальную функцию: общество и государство создают нормы (часто правовые) – запреты или стимулы, -- формируя социальные институты для стабильного существования и эволюционного развития личностей и общества. В целом, социальные нормы в обществе формируют (1) культурную идентичность (по сути, делят на «свой-чужой») и (2) единство посредством сохранения традиций и исторической памяти. Так, по мнению, известного публициста Кара-Мурза Г.С. («Советская цивилизация»): «…безтрадиций и «иррациональных» норм, запретов и ритуалов может существовать … лишь упрощенное общество атомизированных индивидуумов».
Социальные неправовые нормы, как правило, не имеют очевидного источники (за исключением корпоративных и технических), поскольку складываются путем многократного повторения. Правовые же нормы порождаются источниками права — способами закрепления и выражения правовых норм, посредством которых они становятся общеобязательными. Так, основным источником права является нормативный правовой акт — юридический (1) документ, издаваемый (2) органом государственной (или местной) власти (3) в установленном порядке и (4) содержащий общеобязательные правила. Иногда государства определяют судебный прецедент в качестве источника права. Также существуют источники права, не порождаемые государственными органами, но признаваемые ими: правовой обычай, правовое обыкновение, религиозные каноны, правовая доктрина, коллективные договоры, локальные нормативные акты.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
- экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
- социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
- духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
- политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Я считаю, что социальные нормы тесно связаны с ценностными ориентирами, которые определяющих общественное сознание и поведение. Единство и коллективное принятие ценностных ориентиров и социально-гуманитарного мировоззрения (единого понимания и оценки исторических событий, единого видения будущего) позволяет нашему обществу стабильно существовать и эволюционно развиваться в истории. Социальные нормы, в частности, традиция и ее преемственность, обеспечивают эволюционное выживание и развитие общества, содержат ценностные ориентиры как неформальные социальные институты, мотивы или модели для позитивного, человекосберегающего поведения.
Очень важно, чтобы социальные нормы и ценностные ориентиры не были навязываемыми представителями иных культур и обществ. Так, в книге «Демонтаж народы» известный публицист Кара-Мурза С.Г. утверждает, что «…сложные поликультурные, а тем более многонациональные общества устойчивы до тех пор, пока не позволяют навязывать им «прогрессивные» западные нормы». Более того, известный антрополог Боас Ф. в книге «Антропология и современная жизнь» указывал: «Социальные идеалы (разных обществ – прим. атора)… настолько отличаются от наших, что оценки, даваемые ими поведению человека, несравнимы. То, что одни считают добром, другие считают злом». В итоге, важно понимать, что если социальные нормы и ценностные ориентиры нашего общества – (1) светское начальное образование, (2) уважение традиций, (3) крепкая семья, (4) созидательный труд, (5) приоритет духовного над материальным, (6) гуманизм, милосердие, справедливость, (7) взаимопомощь и взаимоуважение к позитивным человекосберегающим ценностям -- будут с помощью мягкой силы массовой культуры заменены ценностями тоталитарного либерализма, то образ жизни нашего общество существенно изменится, возможны социальные конфликты, даже гражданские войны, демонтаж общества и государства.
Очень важно, чтобы социальные нормы и ценностные ориентиры не были навязываемыми представителями иных культур и обществ. Так, в книге «Демонтаж народы» известный публицист Кара-Мурза С.Г. утверждает, что «…сложные поликультурные, а тем более многонациональные общества устойчивы до тех пор, пока не позволяют навязывать им «прогрессивные» западные нормы». Более того, известный антрополог Боас Ф. в книге «Антропология и современная жизнь» указывал: «Социальные идеалы (разных обществ – прим. атора)… настолько отличаются от наших, что оценки, даваемые ими поведению человека, несравнимы. То, что одни считают добром, другие считают злом». В итоге, важно понимать, что если социальные нормы и ценностные ориентиры нашего общества – (1) светское начальное образование, (2) уважение традиций, (3) крепкая семья, (4) созидательный труд, (5) приоритет духовного над материальным, (6) гуманизм, милосердие, справедливость, (7) взаимопомощь и взаимоуважение к позитивным человекосберегающим ценностям -- будут с помощью мягкой силы массовой культуры заменены ценностями тоталитарного либерализма, то образ жизни нашего общество существенно изменится, возможны социальные конфликты, даже гражданские войны, демонтаж общества и государства.
3. С чем не путать
От ожидаемого поведения, регулируемого социальными нормами, отличается отклоняющееся (девиантное) поведение. Это такие действия, которые нарушают социальные нормы или отклоняются от стандартного для большинства членов общества поведения. В целом, девиантное поведение в зависимости от достигаемого результата можно разделить на (1) позитивное и (2) негативное. Под позитивным может считаться хотя и отклоняющееся от стандартного, но, в целом, одобряемое обществом поведение. Негативным девиантным поведением должно считаться такое поведение, которое противоречит социальным нормам.
4. С чем не путать
Самыми древними социальными нормами, влияющими на поведение людей, считаются ритуалы и обряды. Дело в том, что ритуалы направлены на эмоциональное, чувственное познание людей, поэтому эффективно воздействовали на общественное поведение. По мнению известного антрополога Дробышевского С.В., первыми обрядами у людей считаются погребальный обряд как не просто санитарное погребение.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/186b8b0a1054c3921eb906cc31ca3dde/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/