Вернуться назад
1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
- понятие – признаки или особенности;
- структура и содержание;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
- правовое регулирование в РФ
Государство — это основной центральный институт общества, представляющий собой политико-территориальную организацию публичной власти. Государство обладает следующими признаками: (1) возможностью формирования права и содержания аппарат принуждения, (2) территорией, (3) населением, (4) суверенитетом, (5) возможностью взимания налогов и сборов. В контексте темы эссе рыночная экономика является разновидностью экономических систем, характеризующейся (1) преобладанием частной собственности; (2) минимальной ролью государства в регулировании экономики; (3) рынком как децентрализованным и конкурентным механизмом формирования цен на товары, услуги и работы путем нахождения равновесия между спросом и предложением.
Государство в рыночной экономике можно рассматривать в нескольких проявлениях: (1) как субъект международной рыночной экономики, (2) как субъект внутренней рыночной экономики и (3) как правовой регулятор внутренней рыночной экономики. Так, в современной международной экономике, которая до последнего момента существовала на основе принципов глобализации, мирового разделения труда и максимальной свободы рынков, многие государств постепенно начинают ограничивать свободы на рынках (1) товаров, (2) услуг (прежде всего, финансовых), (3) капитала, (4) рабочей силы и (5) знаний, и формируют новые отношения в рамках экономических макрорегионов. Что касается внутренней рыночной экономики, то многие государства стремятся минимизировать административно-властные преимущества во взаимоотношениях с иными субъектами (например, при судебных спорах из гражданских правоотношений).
Наиболее важными проявлениями государства в рыночной экономике являются (1) пределы правового регулирования экономики (по сути, метод регулирования – то есть способы и средства регулирования) и (2) цели функционирования государства. Такое, пределы регулирования во многом основываются на представлении о саморегулируемом рынке, способном функционировать и развиваться без государственного вмешательства, обеспечивая при этом рост эффективности и саморегулирование с высокой степенью использования всех видов ресурсов. Таким образом, правовое регулирование рыночной экономики ограничено догмами теории рыночной экономики: (1) абсолютной рациональностью экономических субъектов, (2) свободной конкуренцией и (3) абсолютной информированностью хозяйствующих субъектов об имеющихся технологиях и ресурсах.
Традиционной выделяют несколько основных концепций регулирования государством рыночной экономики: (1) экономический либерализм, (2) дирижизм, (3) меркантилизм и (4) кейнсианство. Так, экономический либерализм (представители – А. Смит, М. Фридман «Капитализм и свобода») отвергает государственное регулирование экономики и экономическое вмешательство в свободный рынок и поддерживает полную свободу торговли и конкуренции. Далее, дирижизм (представитель -- французский экономист Ф. Перру) — политика активного вмешательства в управление экономикой со стороны государства на основе принципов индикативного (рекомендательного) государственного планирования экономики. Меркантилизм (представитель – А. де Монкретьен), в свою очередь, обосновывает необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном, в форме протекционизма: установления высоких импортных пошлин и выдачи субсидий национальным производителям. Наконец, суть кейнсианства (Дж. Кейнс) сводится к тому, что государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличением денежной массы, снижением ставок на кредиты, бюджетного финансирования проектов.
Очевидно, что в современной международной экономике ни одно государство не может считаться государством с исключительно рыночной экономикой. При этом развитые страны, прежде всего страны Запада -- Европы, США, Канады, Австралии, Японии и Южной Кореи -- до последнего момента, в рамках глобализации мирового экономического пространства пытались навязать развивающимся странам – прежде всего странам БРИКС -- правила максимальной открытости их экономик. Так, на рынках товаров государство должно было поощрять и защищать максимальную свободу и конкуренцию (минимальное правовое антимонопольное регулирование), встроиться в глобальное разделение труда (развитые страны – технологические товары, развивающие страны -- поставка сырья), отказ от протекционизма. На рынках услуг (в том числе финансовых) и капитала – минимальный надзор со стороны государственного регулятора, свободный переток капитала (в основном из развитых стран в развивающиеся), открытый фондовый рынок. Рынки труда и интеллектуальной собственности должны были регулироваться в интересах, прежде всего, крупного бизнеса (транснациональных корпораций), но не общества.
Важным вопросом является, может ли государство в рыночной экономике остаться социальным государством – то есть продолжать выполнять обязанности по выплате пенсий и пособий, по обеспечению высокого уровня медицинского обеспечения и образования, или единственной целью должен стать экономический рост? Очевидно, что даже в рыночной экономике целью государства не может быть прибыль. Это означает, что при возведении промышленной или, тем более, социально-культурной и потребительской инфраструктуры за счет государственных средств вопросы окупаемости не должны быть первоочередными. Должны, прежде всего, учитываться вопросы повышения уровня благосостояния населения – повышение защищенности, медицинского обслуживания и образования, логистической доступности, занятости, удовлетворения материальных и культурных потребностей.
Государство в рыночной экономике можно рассматривать в нескольких проявлениях: (1) как субъект международной рыночной экономики, (2) как субъект внутренней рыночной экономики и (3) как правовой регулятор внутренней рыночной экономики. Так, в современной международной экономике, которая до последнего момента существовала на основе принципов глобализации, мирового разделения труда и максимальной свободы рынков, многие государств постепенно начинают ограничивать свободы на рынках (1) товаров, (2) услуг (прежде всего, финансовых), (3) капитала, (4) рабочей силы и (5) знаний, и формируют новые отношения в рамках экономических макрорегионов. Что касается внутренней рыночной экономики, то многие государства стремятся минимизировать административно-властные преимущества во взаимоотношениях с иными субъектами (например, при судебных спорах из гражданских правоотношений).
Наиболее важными проявлениями государства в рыночной экономике являются (1) пределы правового регулирования экономики (по сути, метод регулирования – то есть способы и средства регулирования) и (2) цели функционирования государства. Такое, пределы регулирования во многом основываются на представлении о саморегулируемом рынке, способном функционировать и развиваться без государственного вмешательства, обеспечивая при этом рост эффективности и саморегулирование с высокой степенью использования всех видов ресурсов. Таким образом, правовое регулирование рыночной экономики ограничено догмами теории рыночной экономики: (1) абсолютной рациональностью экономических субъектов, (2) свободной конкуренцией и (3) абсолютной информированностью хозяйствующих субъектов об имеющихся технологиях и ресурсах.
Традиционной выделяют несколько основных концепций регулирования государством рыночной экономики: (1) экономический либерализм, (2) дирижизм, (3) меркантилизм и (4) кейнсианство. Так, экономический либерализм (представители – А. Смит, М. Фридман «Капитализм и свобода») отвергает государственное регулирование экономики и экономическое вмешательство в свободный рынок и поддерживает полную свободу торговли и конкуренции. Далее, дирижизм (представитель -- французский экономист Ф. Перру) — политика активного вмешательства в управление экономикой со стороны государства на основе принципов индикативного (рекомендательного) государственного планирования экономики. Меркантилизм (представитель – А. де Монкретьен), в свою очередь, обосновывает необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном, в форме протекционизма: установления высоких импортных пошлин и выдачи субсидий национальным производителям. Наконец, суть кейнсианства (Дж. Кейнс) сводится к тому, что государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличением денежной массы, снижением ставок на кредиты, бюджетного финансирования проектов.
Очевидно, что в современной международной экономике ни одно государство не может считаться государством с исключительно рыночной экономикой. При этом развитые страны, прежде всего страны Запада -- Европы, США, Канады, Австралии, Японии и Южной Кореи -- до последнего момента, в рамках глобализации мирового экономического пространства пытались навязать развивающимся странам – прежде всего странам БРИКС -- правила максимальной открытости их экономик. Так, на рынках товаров государство должно было поощрять и защищать максимальную свободу и конкуренцию (минимальное правовое антимонопольное регулирование), встроиться в глобальное разделение труда (развитые страны – технологические товары, развивающие страны -- поставка сырья), отказ от протекционизма. На рынках услуг (в том числе финансовых) и капитала – минимальный надзор со стороны государственного регулятора, свободный переток капитала (в основном из развитых стран в развивающиеся), открытый фондовый рынок. Рынки труда и интеллектуальной собственности должны были регулироваться в интересах, прежде всего, крупного бизнеса (транснациональных корпораций), но не общества.
Важным вопросом является, может ли государство в рыночной экономике остаться социальным государством – то есть продолжать выполнять обязанности по выплате пенсий и пособий, по обеспечению высокого уровня медицинского обеспечения и образования, или единственной целью должен стать экономический рост? Очевидно, что даже в рыночной экономике целью государства не может быть прибыль. Это означает, что при возведении промышленной или, тем более, социально-культурной и потребительской инфраструктуры за счет государственных средств вопросы окупаемости не должны быть первоочередными. Должны, прежде всего, учитываться вопросы повышения уровня благосостояния населения – повышение защищенности, медицинского обслуживания и образования, логистической доступности, занятости, удовлетворения материальных и культурных потребностей.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
- экономической,
- социальной,
- духовно-культурной,
- политической
Я считаю, что нашего государство должно сконцентрироваться на двух основных целях: (1) на выходе из демографического кризиса (путем ограничений крепкого алкоголя и курения, программ материального стимулирования рождения второго и третьего ребенка) и (2) на существенном ограничении вывоза заработанного в России капитала за рубеж (что само по себе станет достаточным источником финансирования для развития потребительской и промышленной инфраструктуры в стране). Рыночные концепции, принципы и механизмы – особенно, механизм рыночного спроса, не способны создавать стимулы для развития человеческого капитал и научно-технического прогресса как важных факторов экономического роста России. В России необходим отход от них, возобновление индикативного планирования, внедрение автоматических системы управления экономикой (аналоги системы ОГАС, разработанной академиком Глушко В.П.)
Я согласен с мнением известного экономиста Глазьева С.Ю., который утверждает, что ближайший интерес России будет в ЕАЭС и более глобальном региональном объединении БРИКС. Для Росси важно создать внутреннее экономическое пространство и внутренний спрос на отечественные товары за счет накопления капитала с внешних рынков. При этом важно существенно ограничить спекулятивные операции на внутреннем рынке – в рамках ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Необходимо также стимулировать путем понижения налогов, а где-то заставить путем отмены приватизации (например, активы А. Мельниченко) регистрацию российских производственных активов в российской юрисдикции.
Для России особенно важно активно развивать рынок знаний и корпоративную прикладную науку, чтобы создаваемые инновации активно поступали в производство. При этом важно не привлечение иностранных инвестиций, а привлечение компетенций и технологий путем создания совместных предприятий – то есть фирм с владением 50 на 50 с локализаций производственных или бизнес-процессов на территории РФ. Критически важно детально регулировать рынок труда, особенно в части мигрантов, иначе нерегулируемая миграция может породить национально-культурные конфликты. Именно поэтому должны быть востребованы программы возврат русскоязычных соотечественников, адаптации участников СВО и, в целом, программы воспроизводства человеческого капитала.
Я согласен с мнением известного экономиста Глазьева С.Ю., который утверждает, что ближайший интерес России будет в ЕАЭС и более глобальном региональном объединении БРИКС. Для Росси важно создать внутреннее экономическое пространство и внутренний спрос на отечественные товары за счет накопления капитала с внешних рынков. При этом важно существенно ограничить спекулятивные операции на внутреннем рынке – в рамках ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Необходимо также стимулировать путем понижения налогов, а где-то заставить путем отмены приватизации (например, активы А. Мельниченко) регистрацию российских производственных активов в российской юрисдикции.
Для России особенно важно активно развивать рынок знаний и корпоративную прикладную науку, чтобы создаваемые инновации активно поступали в производство. При этом важно не привлечение иностранных инвестиций, а привлечение компетенций и технологий путем создания совместных предприятий – то есть фирм с владением 50 на 50 с локализаций производственных или бизнес-процессов на территории РФ. Критически важно детально регулировать рынок труда, особенно в части мигрантов, иначе нерегулируемая миграция может породить национально-культурные конфликты. Именно поэтому должны быть востребованы программы возврат русскоязычных соотечественников, адаптации участников СВО и, в целом, программы воспроизводства человеческого капитала.
3. Примеры из практики
Интересен пример, который недавно привел известный экономист А.А. Аузан о том, как стимулирование российской экономики (которая признается рыночно-смешанной) повлияло на ее рост. Он назвал этот рост – «смещенный экономический рост по регионам». Дело в том, что в 2022 и 2023 году Росси проводила стимулирующую фискальную политику, размещались государственные заказы у тех предприятиях, в которые длительное время не размещались (прежде всего, военные и высокотехнологичные). Соответственно, благосостояние население в этих регионах существенно выросло.
4. С чем не путать
Традиционно считается, что государство не может построить рыночную экономику на принципах социализма, то есть на основе общественного или государственного контроля над средствами производства и процессом распределения ресурсов. Однако экономическое развитие Китая опровергает это. Так, в книге Глазьева С.Ю. «Китайское экономическое чудо» указывается, что после реформ Дэн Сяопина Китай смог создать «социалистическую рыночную экономику», экономический рост которой существенно превысил рост стран Запада. Суть концепции социалистической рыночной экономики: «…беря курс на рынок, отнюдь нельзя создавать из него культ; крепко держась за плановую экономику, отнюдь также нельзя ее идеализировать».
5. История развития
В сравнительно недавней истории СССР сталкивался с необходимостью активного государственного регулирования рыночной экономики для постепенного перехода от плановой к смешанной, а затем к рыночной экономике. Так, в 1990 году Председатель Совета Министров СССР – Рыжков Н.И. – был инициатором Постановления Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 № 1558-I «О Концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР». Однако, из-за распада СССР в декабре 1991 года концепция не была реализована, ее заменили «шоковой терапией» -- ускоренным переходом России к нерегулируемой рыночной экономике.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/80e4f24e8cbc069f8eb7c23690a30025/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/