Темы

Государственное регулирование экономики: цели и методы


Вернуться назад


1.Общее – простые факты из ЕГЭ:
основа:
  1. определение;
  2. объективное или субъективное понимание;
  3. источник правоотношения;
  4. структура: субъект и объект;
  5. содержание: субъективные прав и юридические обязанности;
  6. предмет и метод регулирования;
  7. норма, институт, подотрасль, отрасль;
  8. источник права.
Государственное регулирование экономики — это комплекс мер и действий, которые использует государство для управления экономическими процессами. В рамках регулирования проявляются экономические функции государства. Так, под экономическими функциями государства понимаются основные направления его деятельности по решению задач, прежде всего, в экономической и социальной сферах общественной жизни. Экономические функции предопределяют цель, которую государство стремится достигнуть в указанных сферах, а также способы и средства (то есть методы) достижения такой цели.

Основными целями, которые государство ставит при осуществлении экономических функций, являются повышение благосостояния населения и воспроизводство человеческого капитала. Для достижения указанных целей возможно использовать макроэкономические показатели — числовой показатель, применяемый в макроэкономике для оценки экономического состояния. Так, повышение благосостояния должно выражаться в размере реально выплаченной среднемесячной заработной платы по отношению к минимальному прожиточному уровню; в уровне потребления товаров первой необходимости на душу населения; в доле государственных расходов на образование, культуру, здравоохранение и социальное обеспечение; в средней продолжительности жизни человека; в соотношении рождаемости и смертности населения; в отношении среднего размера пенсии к минимальному прожиточному уровню; в соотношении доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения.

Для достижения указанных выше целей государство может использовать различные методы регулирования, то есть способы, средства и механизмы государственного воздействия на экономику. Можно выделить методы (1) административный, экономический и правовой методы; (2) метод ограниченного и активного вмешательства; (3) прямой и косвенный методы. Также отдельно выделяются рыночные и нерыночные методы регулирования экономикой.

Административные методы регулирования предполагает использование таких средств, как лицензирование отдельных видов деятельности, применение экспортных и импортных квот, квотирование рабочих мест, государственный надзор. Правовые методы, во многом схожи с административными, только имеют более широкую сферу применения и используют инструментальную функцию права. Так, правовыми методами можно считать ограничение конкуренции и введение естественных монополий (ФЗ «О естественных монополиях»), например, для услуг портов, для транспортировки газа, нефти, для услуг по предоставлению отопления, или ограничение доступа иностранных инвесторов к стратегическим отраслям (ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»).

Экономический метод предполагает использование как прямых, так и косвенных механизмов. К числу прямых методов относят: государственный заказ, целевые программы, расширение масштабов государственной собственности и управление государственной собственностью. Косвенные экономические методы осуществляются посредством четырех основных политик: (1) научно-технической; (2) денежно-кредитной («ДКП»); (3) фискальной (налогово-бюджетной) и (4) внешнеэкономической.

Научно-техническая политика включает стратегическое планирование перспективных направлений; формирование каналов финансирования новых производственно-технологических комплексов; создание рынка потребления инновационной продукции. Далее, ДКП -- это макроэкономическая политика, которая состоит из двух частей: (1) денежной политики – прежде всего, разумной и достаточной эмиссией денежных средств, и (2) кредитной политики – создания условий для доступного кредита (прежде всего через ставку рефинансирования) как основного источника внутреннего финансирования экономики. Фискальная (налогово-бюджетная) политика — это государственная политика, представляющая собой меры воздействия на экономику с помощью расходов или доходов государственного бюджета. Так, например, налоговая политика должна не посредством НДПИ стимулировать вывоз сырья из России, а посредством высоких экспортных пошлин и налоговых льгот стимулировать создание товаров глубокой переработки внутри страны.

Наконец, внешнеэкономическая политика -- это деятельность государства, направленная на формирование и регулирование экономических отношений с другими субъектами мировой экономики (государствами, бизнесом, международными организациями). Она включает вопросы экспорта товаров и услуг, привлечения иностранных инвестиций и компетенций, ввоза-вывоза капитала за рубеж, внешних займов, осуществления международных проектов.

Часто для обеспечения экономического роста нужна протекционистская внешнеэкономическая политика с экспортными пошлинами и постулирование основной цели -- создание внутреннего рынка и внутреннего спроса на отечественные товары.

Регулирование экономикой посредством в (1) планирования и прогнозирования, (2) стимулировании или торможении экономической активности, (3) компенсации убытков, (4) перераспределении материальных благ. Стимулирование экономической деятельности связано, прежде всего с мягкой фискальной политикой, направленной на экономический рост. Так, Правительство РФ в 2023 году осуществляет стимулирующую политику -- введение специальных налоговых режимов, предоставлении субсидируемых кредитов, грантов для востребованных экономикой направлений. В то же время Банк России, наоборот, проводит тормозящую ДКП. Глава Банка России, Э. Набиуллина, заявила: «Если пытаться ехать быстрее, чем задано конструкцией автомобиля, и изо всех сил давить на газ, то двигатель рано или поздно перегреется». Так, по мнению Банка России, мягка фискальная политика может привести к незапланированной инфляции -- устойчивому повышению общего уровня цен на товары и услуги.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю, что государственное регулирование в России должно быть направлено на повышение благосостояния общества, прежде всего, в экономической и социальной сферах. Для этого нашего государство должно сконцентрироваться на двух основных целях: (1) на выходе из демографического кризиса (путем ограничений крепкого алкоголя и курения, программ материального стимулирования рождения второго и третьего ребенка) и (2) на существенном ограничении вывоза заработанного в России капитала за рубеж. Оставшиеся в стране деньги сами по себе станут достаточным источником финансирования для развития потребительской и промышленной инфраструктуры. В целом, реализация этих целей создаст условия для развития человеческого капитала и научно-технического прогресса.

С учетом федеративной формы устройства России важной целью является сглаживание социального и экономического неравенства регионов. Так, социальное неравенство (то есть неравенство в уровне доходов населения, в ценах на товары, в условиях предоставлении медицинского обеспечения, уровня образования) усиливает проблемы развития человеческого капитала, порождает социальную напряженность. Именно социальное неравенство, по мнению известного экономического географа Зубаревич Н.В., нужно смягчать, в том числе с помощью трансфертов. Экономическое же неравенство – объективное следствие конкурентных преимуществ одних регионов перед другими. Экономическое выравнивание не так важно, как социальное, поскольку снижает стимулы развития для регионов-доноров.
3. С чем не стоит путать
Важно отметить, что пределы регулирования и разнообразность способов регулирования и стимулирования экономики зависит от того, какой тип экономической системы превалирует в государстве. Очевидно, минимальное регулирование и планирование (то есть методы ограниченного вмешательства или рыночные методы) характерны для рыночной экономики. Разумно активное регулирование экономики и защита внутреннего рынка (протекционизм) характерны для смешанной и переходной экономик. Существенное вмешательство в регулирование валютных операций, отсутствие развитого фондового рынка, большая доля государственной собственности, обязательное планирование может свидетельствовать о плановой экономической системе. В пределе это может привести к автаркии, то есть к закрытой экономике, когда товарооборот с внешним миром минимизируется (как в Северной Корее).

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/5160de3f70a31832078fc7d1665e95a2/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Разбор эссе прошлых лет