Темы

Этнические общности


Вернуться назад


1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Этническая общность — это устойчивая социальная группа людей, исторически возникшая и обладающая общими этническими признаками: языком, традициями (историей), культурой (иногда религией), территорией и самосознанием. Обычно этнические общности различаются на следующие: род, племя, народность и нация. Известный этнолог Р. Турнвальд в своем труде «Человеческое общество в его этносоциологических основаниях» также выделяет такие этнические общности: орда, клан, тейп и фратрия. В целом, этнические общности как субъекты отношений изучаются этнической социологией, или этносоциологией, -- сам термин был введен известным социологом Л. Гумпловичем.

Родом обычно называют группу кровных родственников, проживающих на одной территории, а племенем – совокупность нескольких родов. Совокупность племен можно назвать народностью или малым этносом. По Л.Н. Гумилеву (в книге «Этногенез и биосфера земли»), у народности в отличие от этноса не формируются развитые социальные институты -- совокупность лиц, учреждений, материальных и нематериальных ресурсов и социальных норм, объединяемых для осуществления социально-значимой функции.

Самыми важными понятиями при рассмотрении этнических общностей, по мнению известных социологов – С.М. Широкогоров и А.Г. Дугин (в книге «Этносоциология»), являются (1) этнос и (2) народ. Так, по С.М. Широкогорову, этнос (русские, якуты, ханты) – есть группа людей, (1) говорящих на одном языке; (2) признающих свое единое происхождение; (3) обладающих комплексом обычаев, отличаемых от обычаев других групп. У известного социолога М. Вебера этнос определяется не просто общим происхождением, но верой (лежащим в основе мифом) в общее происхождение.

В этносе можно выделить внутреннюю структуру: семью, род, клан (племя). Минимальная социальная ячейка этноса есть семья: муж, жена и их дети (нуклеарная семья), а иногда в нее входят родители и родственники (большая семья). Семьи формируют рода, рода формируют кланы (племя).

В иерархии этносов можно выделить суперэтносы (великороссы, китайцы) и субэтносы (поморы, мещёра) Так, суперэтносы (полиэтничные общества) -- этническая система, высшее звено этнической иерархии, состоящая из нескольких этносов, возникших одновременно в одном ландшафтном регионе, взаимосвязанных экономическим, идеологическим и политическим общением. Субэтнос — компактно проживающее сообщество людей, которые принадлежат к большему этносу, но отличаются особенностями своей культуры, языком (диалект), более поздним, чем в момент зарождения общего этноса, географическим происхождением, и осознают это отличие. Иногда выделяют коренной этнос – этнос, исконно проживающий на территории традиционного расселения.

При взаимодействии этносов друг с другом часто происходит процесс этнической ассимиляции -- постепенное поглощение одного этноса другим вплоть до его исчезновения. Противоположностью ассимиляции является этническая консервация -- сохранение этноса в ситуации массивного воздействия другого этноса. Другой формой межэтнических взаимодействий является аккультурация -- культурная трансформация той социальной группы, на которую она направлена, но это не приводит (как в случае ассимиляции) к полному слиянию двух групп или поглощению одной из них другой. Еще одной формой межэтнических взаимодействий является интеграция – осознанной и добровольной (в отличие от ассимиляции) включением одной этнической группы в другую.

В образовании народа (процессе «этногенеза») всегда с необходимостью участвуют несколько этносов — два или более. Народ, по А.Г. Дугину, -- это этнос, наделен общностью проекта, он хочет сделать то, чего еще нет, достичь новой миссии: сформировать новые (1) государство, (2) религию или (3) цивилизацию (в том числе, ценностные ориентиры или духовные ценности для группы этносов). В понимании Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли» народ – это пассионарный этнос. При этом пассионарность этноса определяется готовностью народа нести существенные потери, прежде всего, в населении, для достижения поставленной цели или миссии.

В контексте этнических общностей часто используется термин «национальность», который определяет этническую идентичность. Так, идентичность – это форма отождествления индивидуума с определенной самостоятельной структурой. Структура идентичности основана на осознанном или бессознательном действии, в ходе которого человек (этнос, в целом) отождествляет себя чем-то, описывает свое собственное содержание, смысл и значение. Так, по известному психологу К. Юнгу идентичность этноса характеризуется его коллективным бессознательным -- инстинктами и архетипами: древними первобытными символами, определяющими поведение социальных групп.

Правовое регулирование этнических общностей в России основано на нормах Конституции РФ. Так, Конституция РФ защищает семью (статья 38), а также языки и культуру многонационального народа России (то есть народа, состоящего из различных этносов – статья 68*). Конституция также прямо предусматривает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является многонациональный народ (статья 3), а государственным языком -- русский язык как язык государствообразующего народа (статья 68*). Конституция также устанавливает частичный этнический федерализм – так называемые национальные республики (Татарстан, Башкортостан, Дагестан). Наконец, этносы на территории РФ защищены от какой-либо дискриминации (статья 19 Конституции РФ) и геноцида как внутренним уголовным законодательством, так и международной Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
  2. социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
  3. духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
  4. политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Полагаю, что для стабильного существования и поступательного функционирования российского общества необходимо осознавать важность этно-культурных и межэтнических отношений. На практике это должно проявляться не просто в толерантности, а в уважительном отношении к культуре и обычаям этноса на территории его исконного расселения при едином правовом поле по всей стране. Дело в том, что в отличие от пропагандируемого последнего десятилетия либерального взгляда на развитие общество, не только экономические, но и этно-культурные взаимодействия ответственны за стабильность и отсутствие социальных конфликтов в обществе.

Резкое и краткосрочное изменение этнического и культурного баланса в обществе, например, из-за трудовой и замещающей миграции, может привести к социальным конфликтам на этно-культурной и религиозной почве. Так, глава РПЦ Патриарх Кирилл высказал мнение про мигрантов: «Такого рода люди не становятся нам близки ни по вере, ни по культуре. … если иная вера, иная культура будут так распространяться, что в какой-то момент они … станут доминировать, то мы потеряем страну, мы потеряем свою идентичность». В связи с этим политика России должна быть направлена на (1) приоритет рабочих мест для граждан России и соотечественников; (2) привлечение мигрантов только на проектной и временной основе без предоставления гражданства; (3) противодействие созданию неформальных этнических структур типа диаспор и землячеств (поощряющие этническую преступность) и (4) использование мигрантов как элемента внешней политики, особенно, при взаимодействии со странами Центральной и Средней Азии.
3. Примеры из практики
Я знаю, что в таких в странах, как Латвия, Литва и Эстония, происходит дискриминация этнических русских. Это проявляется в постепенном сужение сферы применения русского языка не только в государственных органах, но и при получении социально значимых услуг – медицинского обслуживания и образования. Происходит также политическая дискриминация – ограничение активного и пассивного избирательного права, культурная дискриминация – запрет использования родного языка при получении образования в соответствии с Европейской хартией региональных языков.
4. С чем не путать
Нация (россияне, немцы, американцы) – искусственная, специальная разработанная концепция, означающая политически объединенных граждан или подданных в рамках единого государства. Нация как политический концепт -- «псевдо-этническое» понятие (нация -- это симулякр, видимость этноса). Раса (европеоиды, монголоиды, негроиды) в отличие от этноса характеризует биологические и физиологические признаки (цвет кожи, размер головы, носа, раскосость глаз, степень волосяного покрова) определенной человеческой популяции. Далее, социальный класс (капиталисты и рабочие) в отличие от этноса характеризует группы людей по их месту в системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда. Наконец, сословие (у Платона: правители-философ, воины и ремесленники) -- социальная группа, члены которой отличаются по своему правовому положению (обладают специальными привилегиями и обязанностями), статус, как правило, передаётся по наследству.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/16374d083ebcf02f8c073f2d4dec7c09/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Социальная сфера