Темы

Основные направления современной общественной мысли


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
  6. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. объективное или субъективное понимание;
  2. источник правоотношения;
  3. структура: субъект и объект;
  4. содержание: субъективные права и юридические обязанности;
  5. предмет и метод регулирования;
  6. норма, институт, подотрасль, отрасль
Общественная мысль – понятие духовно-культурной и политической сферы общественной жизни, обобщающее идеи мыслителей о типах и структуре обществ, целях развития и способах их достижения. В общественную мысль включают идеи и споры относительно наиболее значимых фундаментальных вопросах развития общества. К таким идеям можно отнести какова глобальная идея функционирования общества, какая его миссии, какое общество необходимо строить, какая национальная идея, какие необходимы условия общественного договора или реформы в сферах общественной жизни. В итоге, общественная мысль формирует социально-гуманитарное мировоззрение общества по вопросам, например, следует ли развивать рыночную и плановую экономику, возможно ли абсолютное социальное равенство или справедливое неравенство, должна ли религия вмешиваться в естественно-научное мировоззрение, должны ли деятели культуры обладать внутренней ответственностью, какой политический режим наиболее приемлем обществу.

Современные направления общественной мысли возможно сформулировать (1) как применительно ко всему человечеству, (2) так и в отношении отдельных цивилизаций и обществ, разделив по сферам общественной жизнедеятельности. Так, на глобальном уровне обсуждается вопрос одно- или многополярного мира с выстраиванием новой модели глобальной безопасности. В экономической сфере все больше стран отказываются от участия в глобализации, то есть от формирования единого рынка (1) товаров, (2) финансовых услуг, (3) капитала, (4) рабочей силы и (5) знаний. Современная международная экономика фрагментируется на макрорегионы, где крупные государства, тесно связанные друг с другом, будут формировать ядро мировой экономической системы, концентрирующее интеллектуальный, научно-технический и финансовый потенциал – новый экономический макрорегион. Таким примером может считаться китайский проект «Пояс – путь» или несколько макрорегионов на базе БРИКС.

В экономической сфере также важными становятся движения коммунитаристов (впервые термин ввел философ Бердяев Н.А.) Коммунитаристы считают, что основой общества являются местные сообщества, а не личности, при этом экономической основной -- не частная или государственная, а коммунальная собственность (как, например, прообраз собственности кондоминиум). Существенной целью предпринимателей должна стать не только прибыль, но их социальная ответственность.

В социальной сфере ставится вопрос о необходимости «зеленого перехода» и построения или «дисциплинарного общества» (К. Шваб «Великая перезагрузка»), или «сообщества единой судьбы» (концепция, предложенная главой КНР -- Си Цзиньпином). Дело в том, чтобы добиться «зеленого перехода», то есть, чтобы использовать только первичные источники энергии – солнце, ветер, приливы, необходимо, чтобы человечество существенно уменьшило потребление. Далее, обсуждается решение демографического кризиса (рождения ниже уровня воспроизводства населения из-за нежелания молодого поколения осуществлять половые акты с биологическими партнерами (вызвано эффектом «смартфонизации»). Демографический кризис порождает вопрос регулирования глобальной миграции из стран Африки в развивающиеся страны, что ведет к сложностям в экономике и конфликтам в духовно-культурной сфере.

В духовно-культурной сфере активно обсуждаются вопросы о значимости ценностных ориентиров. Несмотря на заявление Ф. Фукуямы о конце истории, либеральные ценности не смогли овладеть всем миром, а многие страны все более активно возвращаются к приемлемым для них традиционным ценностям. По словам премьера Венгрии В. Орбана, либеральная идеология «…в ее нынешнем виде потерпела крах». При этом вопрос о ценностях важен в контексте того, как будет развиваться общество, какие социальные институты формировать внутри себя и готовы ли навязывать их другим обществам.

Оголтелый тоталитарный либерализм привел к усилению религиозных начал во многих странах. Происходит своеобразный поворот от гуманизма, когда человек в центре всего, к теоцентризму, когда мерилом истинности действий опять становится Бог. Это проявляется уже в более строгой одежде (распространению никаба), в усилении влияния духовных авторитетов на население (стремлении создать политические партии на религиозной основе). В итоге, повышенная религиозность может повлиять дальнейшее развитие и внедрение искусственного интеллекта.

В политической сфере все чаще обсуждается вопрос о том, что демократический режим правления становится не чем иным, как неэффективным популизмом. Как пример, это выразилось в неэффективной борьбе с пандемией COVID-19 в традиционно «демократических странах». Из-за популизма и неэффективности многие западноевропейские страны начинают формировать авторитарные режимы – так, в США происходят манипуляции на выборах в 2020 году, вводятся ограничения в СМИ и видеохостингах. Наконец, обсуждается, что заявления об исключительности наций или народов (например, об исключительности американцев высказался президент США Дж. Байдена в мае 2024 года) недопустимо, поскольку является новым социальным расизмом, проявлением колониализма и провоцирует социальные конфликты и войны. Более того, в одной из последних книг «Империя и пять королей» известный политолог Б.А. Леви провозглашает идею единственно легитимной Западной Империи, которая противостоит России, Китая, Ирана, Турции и, почему-то, Саудовской Аравии.

В современной России рассматривается возможность развития государства и общества с точки зрения неоевразийства. Представителем этого направления можно считать известного экономиста Глазьева С.Ю., который полагает возможным совместить рыночную и плановую экономики с религиозной концепцией Бога, которая будет формировать духовно-культурную составляющую, в том числе моральные нормы. Далее, Дугин А.Г. призывает создать «четвертую политическую теорию» (кроме либерализма, коммунизма и фашизма) на базе концепции «катехона», то есть субъекта или государства, имеющего миссию препятствовать окончательному торжеству зла в истории. «Катехоном» выступит российское общество, которое противопоставит идеям тоталитарного либерализма и расчеловечивания традиционные ценности, основанные на православной вере.

Формирование общественного дискурса в России основывается на статье 13 Конституции РФ, которая признает идеологическое многообразие – плюрализм. При этом экстремистские призывы в рамках такого дискурса запрещены ФЗ «О противодействии экстремизму» и наказуемы в соответствии с УК РФ. К таким экстремистским высказываниям разумно относить попытки преднамеренной фальсификации истории России. Такие попытки фальсификации, как предусмотрено Указом Президента РФ от 8 мая 2024 года об историческом просвещении, могут использоваться в качестве оружия в информационной войне.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – (1) созидательный труд, а не спекуляции и (2) значимость педагога-учителя,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости и преемственности президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я полагаю, что для нашего общества необходимо выявить особенность именно русской современной общественной мысли. Дело в том, что на территории нашей страны прошла практическая апробация нескольких типов обществ: общества большой религиозности, социалистического и капиталистического общества с либеральной экономикой. Негативный результат указанных видов обществ, особенно, распад СССР предполагает необходимость осмыслить причины такого распада, отбросив зашоренность неомарксистов только на экономике и классовой идентичности.

Мне видится важным понимать, что общество и отдельные люди, как элементы общества, состоят из разных идентичностей, потребностей и интересов, которые, будучи удовлетворенными, формируют единство общества. Соответственно, выработка прагматичных мер для удовлетворения потребностей и интересов в рамках иерархии идентичностей и формирование идентичностей – национальной, этнической, культурной, ценностной, конфессиональной – важная задача современной общественно мысли России. Так, в частности, российское общество могло бы функционировать как общество справедливого минимального неравенства с усреднением вверх. В основе такого общества могут стать человекосберегающие ценности, без отрицания, но и без навязывания Бога.

В качестве отдельного направления реализации общественной мысли важно, чтобы учебники истории России были построены на цивилизационном, а не формационно-классовом подходе. Российская государственность и общество должны осознаваться не как результат революций, борьбы классов или сословий, а как результат естественного, эволюционного развития взаимоотношений народов с постепенным распространением русских ценностных ориентиров. Понятно, что в истории России не все было гладко — были и войны, и революции, и просто мятежи — но сам подход: суть истории российской государственности в том, чтобы человек эволюционно развивался как личность сам и развивал общество, а не в том, чтобы делать из человека революционера.
3. С чем не путать
Цели и способы развития общества могут не совпадать с целью и смыслом жизни отдельного человека. Дело, в том, что вопрос о смысле жизни человека – это экзистенциальный (то есть важный для самого существования) вопрос, это понимание человеком направленности своей жизни, своего места в мире. Наиболее частыми вопросами о целях и смысле жизни могут стать: «Зачем (для чего, ради кого) жить?» и «В чём состоят жизненные ценности?» Если цели общества не позволяют человеку реализовать собственные цели и смысл, он может покинуть общество.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/4cc81136be23989d87310713da3cbf64/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Специфика обществознания