Темы

Конституция


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. без вводных абзацев;
  2. определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
  3. небытовая терминология;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции и цели – для чего нужно явление;
  6. как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
  7. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. объективное или субъективное понимание;
  2. источник правоотношения;
  3. структура: субъект и объект;
  4. содержание: субъективные права и юридические обязанности;
  5. предмет и метод регулирования;
  6. норма, институт, подотрасль, отрасль
Что такое конституция? Конституция представляет собой основной закон государства, как правило, нормативный правовой акт (иногда несколько различных источников права, как в Великобритании), имеющий высшую юридическую силу. С точки зрения договорной теории происхождения государства и права конституцию можно определить как договор между государством (более четко, политической элитой) и обществом, который устанавливает общественные отношения в рамках экономической, политической, социальной и духовно-культурной сфер общественной жизни. Согласно известному философу Ф. Лассалю, чью точку зрения впоследствии поддерживал Арбузкин А.М., сущность конституции состоит в том, что она выражает соотношение общественных сил, сложившееся на момент ее принятия.

Основными видами конституция являются (1) писанные (кодифицированные), существующие в виде одного документа (например, РФ, США), и (2) неписанные (некодифицированные), существующие как совокупность различных нормативных актов и даже конституционных обычаев (например, Великобритания, Израиль). По порядку принятия конституции делятся на (1) народно-суверенные, принятые на всеобщих референдумах (например, РФ), и (2) октроированные, дарованные, как правило, монархами или небольшой частью политической элиты (например, Катар и Великобритания). Важным, хотя отчасти теоретическими, является деление конституций на (1) реальные (отражающие правила общественной жизни) и (2) фиктивные (когда практика общественной жизни иная, чем декларации конституции). По критерию простоты внесения изменений конституции делят на (1) гибкие — постоянно дополняются и изменяются (Израиль); (2) жёсткие — практически неизменяемые (Франция); (3) комбинированные — гибкие с несколькими статьями, не подлежащими изменению (РФ).

Основным предметом правового регулирования любой конституции является конституционный (общественный) строй. Конституционный строй выражает условия общественного договора между государством (или политической элитой) и обществом. По сути, он определяет, как общество и государство намерены функционировать и развиваться в будущем. Это раскрытый и одобренный большинством общества план действий, и если какие-то члены общества с ним не согласны, то могут либо законными способами начать политическую борьбу, либо сменить общество на другое.

Для чего нужна конституция? В контексте конституционного (общественного) строя важнейшей функцией конституций является учредительная функция. Суть этой функции в том, что конституция, как правило, формирует, создает или существенным образом изменяет государство как отдельный политико-правовой институт. Это означает, что люди, формирующие общество, могут остаться теми же самыми людьми, но с принятием или существенными изменением конституции они изменяют формы устройства, правления и режимов в государстве, соглашаются с новыми ценностными ориентирами, то есть существенно изменяют образ жизни во всех сферах: экономической, социальной, духовно-культурной и политической. Так, например, произошло в 1993 году с принятием Конституции РФ, которая подтвердила прекращение социалистического СССР и образования капиталистической России.

Организаторская функция конституций заключается в том, что они предусматривают структуру органов публичной власти и их основные полномочия для обеспечения развития общества. Эта функция, по сути, дает ответ на вопрос, а может ли государство существовать вообще без конституции? В целом, это возможно, но конституция существенно упрощает восприятие обществом правил существования в государстве. Конституция собирает в одном документе основные правила и описание социальных институтов (формальных и неформальных, в том числе ценностных ориентиров), которые будут формировать образ жизни общества.

Гуманистическая функция закрепляет основы общего культурного кода и коллективного общественного мировоззрения, в том числе ценностные ориентиры. Так, в статье 67.1* Конституции РФ предусмотрено, что РФ является правопреемником (правопродолжателем) СССР, охраняет память предков, передавших идеалы и веру в Бога, чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. В итоге, основы социально-гуманитарного мировоззрения формируют понимание того, как должно и может развиваться общество, а также определяет, будет ли общество развиваться по либеральному, рыночному пути или по традиционному, не мракобесному, но человекосберегающему направлению. Это влияет на единство общества, психологическое деление на свой-чужой, формирует культурную и национальную идентичности.

Очевидно, что конституция государства, которая устанавливает основополагающие правила существования и функционирования общества, должна иметь верховенство над всеми иными источниками права в государстве. В это проявляется юридическая функция конституций. Например, иерархию законов в России можно представить так: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы (в том числе, кодексы), уставы (конституции) субъектов РФ, законы субъектов РФ. Также важно, что конституции часто являются не просто декларациями, а законами прямого действия – то есть для их применения не нужно дополнительно издавать никакие нормативные акты.

Какое правовое регулирование? В романо-германских правовых системах, к которым относится правовая система РФ, конституции являются источником права отдельной публичной отрасли – конституционного права. Зачастую в качестве отдельных подотраслей конституционного права выделяют муниципальное право и избирательное право. Иногда по наиболее значимым вопросам, относящимся к предмету ведения конституционного права, принимаются не просто законы, а конституционные законы – так, например, ФКЗ «О Правительстве РФ».
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – (1) созидательный труд, а не спекуляции и (2) значимость педагога-учителя,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости и преемственности президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Почему конституция важна? Я считаю, что конституция как единый, удобный документ, принятый в порядке, который признается справедливым в соответствующем обществе, делает гласными и доступными правила функционирования общества. Эти правила становятся известными как членам общества, так лицам, стремящимся им стать. Концентрированное выражение правил в доступной форме и в едином документе снимает определенное количество недовольства, предотвращает потенциальные конфликты, делает возможным общественный диалог по тем вопросам, которые не устраивают в конституции существенную часть общества.

В этом ключе можно было бы поставить вопрос: соответствует ли предусмотренный Конституцией РФ конституционный строй реальной ситуации? Так, преамбула и статья 1 Конституции РФ называют Россию демократическим государством. Однако современный политический режим в России следует определить как мягкую форму электорального авторитаризма. Так, в России, (1) очевидно, отсутствует сравнимая с управляющей элитой оппозиция и (2) персоналии из оппозиции не приходят к власти. При этом важно, чтобы избежать трансформации российского электорального авторитаризма в более жесткую форму, нам необходимо разработать исторически и культурно приемлемый для нашего общества механизм сменяемости и преемственности при передаче президентской власти, включив его в Конституцию РФ или в отдельный конституционный закон.
3. С чем не следует путать
Конституции суверенных образований – государств – следует отличать от документов, называемы конституциями, несуверенных образований. Так, основной документ Республики Татарстан – одного из субъектов РФ -- тоже называется «конституцией». При этом в иерархии законов РФ основной документ Республики Татарстан стоит существенно ниже Конституции РФ, а также ниже федеральных конституционных и федеральных законов.
4. История развития
Прообразами современных конституций можно считать учредительные законы древнегреческих полисов – законы Солона и Клисфена в Афинах, Ликурга – в Спарте. Одной из самых старых действующих конституций мира является «Основной закон Сан-Марино», который был принят в 1600 году на основе городского устава 1300 года. Первой конституцией в современном смысле — то есть документом, описывающим разделение властей и компетенцию каждой из них, — является Конституция США 1787 года. К первым писаным конституциям в Европе относят Конституцию Речи Посполитой 1791 года и Конституцию Франции 1791 года.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/76a39cb15e6f1977811760972159d222/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Право»