Темы

Проблема регулирования государственного долга: понятие государственного долга, его структура


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
  6. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Государственный долг является результатом финансовых заимствований государства. Такой долг часто называют суверенным долгом. По своей сути, он является суммой долговых обязательств государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Существует несколько причин формирования долга: (1) обеспечение эмиссии денежных средств долговыми обязательствами (облигациями – например, treasuries в США), (2) покрытие бюджетных расходов для уменьшения бюджетного дефицита, (3) предоставление государственных гарантий по долгам частных и государственных компаний (при реализации крупных проектов – строительство дорог).

Государственный долг равен сумме дефицитов (то есть минуса) государственного бюджета прошлых лет с учётом бюджетных излишков (то есть плюса). Сам размер государственного долга выражается в национальной валюте или её эквиваленте в любой другой валюте, а иногда -- в процентном отношении к размеру валового внутреннего продукта (ВВП). Структура государственного долга представляет собой группировку долговых обязательств по видам. Так, например, долговые обязательства РФ, могут существовать в виде обязательств по: (1) кредитам, привлеченным РФ; (2) государственным ценным бумагам – например, облигациям федерального займа (ОФЗ); (3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ; (4) государственным гарантиям РФ. Существует также муниципальный долг, который формально не является государственным, поскольку органы местного самоуправления не являются государственными органами.

В соответствии с главой 14 Бюджетного кодекса РФ, государственный долг в РФ можно разделить на два вида: (1) государственный долг РФ и (2) государственный долг каждого отдельного субъекта РФ. Государственный долг может быть краткосрочным (менее одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до 30 лет включительно). По критерию валюты долга государственный долг можно разделить на внутренний и внешний. Так, внутренний государственный долг РФ номинирован в рублях; внешний государственный долг РФ номинирован в иных, чем рубль, валютах. При этом опасность внешнего государственного долга в том, что при возврате долга в ситуации недоступности иностранной валюты может произойти девальвация, то есть падение курса, внутренней валюты по отношению к иностранным.

Регулирование и управление государственным долгом в РФ осуществляется Министерством финансов РФ. Сведения об объеме долговых обязательств РФ, о дате возникновения обязательств, их исполнении вносятся в Государственную долговую книгу РФ. Исполнение обязательств по возврату основной суммы долга и процентов называется обслуживанием долга. Прекращение долга, например, путем исполнения или прощения долга оформляется списанием долга. Неспособность или отказ государства выплатить свой долг, а также неспособность договориться об изменении условий возврата путем реструктуризации долга называется дефолтом.

Важно понимать, что в результате реструктуризации срок погашения долга может быть увеличен, но и проценты по долгу могут быть также увеличены. Кредиторы могут также запросить неприемлемые для страны политические условия – такие условия зачастую выдвигает Международный валютный фонд, например, уменьшение социальных выплат, повышение коммунальных платежей. Могут быть поставлены условия о привилегированном допуске иностранных инвесторов к сырьевым активам на основе соглашений о разделе продукции (СРП) – в РФ в настоящий момент очень ограниченно действую только СРП в отношении проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

Во многих странах (США, Япония) посредством внутреннего государственного долга осуществляется эмиссия новых денежных средств и стимулируется экономика – обеспечиваются инвестиции в новые промышленные мощности и оплачиваются заказы на новую продукцию. При этом важно, чтобы эмитируемые денежные средства не использовались бы коммерческими банками (в том числе с государственным участием -- Сбер и ВТБ) для спекулятивных операций, что, к сожалению, допускает Министерство финансов РФ (во главе с министром Силуановым А.Г.) по ОФЗ (облигации федерального займа) с флоатерами, то есть с плавающей процентной ставкой. Коммерческие банки за предоставленные Банком России им денежные средства под минимальный процент (максимум до 1%) выкупают государственные и муниципальные ОФЗ со ставками выше 15%, спекулятивно обогащаясь, а не инвестируя в промышленность. Такие действия банков приводят к замораживанию денежных средств на счетах и ограничивают промышленный рост и, как следствие, благосостояние населения.

На практике для уменьшения государственного долга может использоваться фондовый рынок, на котором торгуются выпускаемые государствами в рамках денежной эмиссии облигации. Фондовый рынок работает так же, как и в случае «стерилизатор» излишней денежной массы граждан и частных компаний. С определённой периодичностью на фоновом рынке происходит крах или кризис, стоимость государственных облигаций существенно падает, то есть стоимость, выраженная в деньгах, исчезает, а государственный долг уменьшается. В эти периоды кризиса государство может с дисконтом добровольно или принудительно выкупать собственные облигации.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю, что РФ может иметь дефицитный (а не обязательно профицитный) бюджет и разумный государственный долг. Беспроблемным уровнем государственного долга может считаться 3-5% ВВП. При этом для формирования долга важно использовать потенциал внутри страны, например, привлечение денежных средств у населения через ОФЗ (облигации федерального займа). Также возможно создать внутренний рынок облигаций крупных компаний с государственным обеспечением под инфраструктурные проекты, которые было бы выгодно приобретать физическим лицам, а их деньги использовать для создания промышленной и потребительской инфраструктуры.

Я согласен с известным экономистом Глазьевым С.Ю. в том, что необходимо разрешить Банку России покупать ОФЗ (облигации федерального займа) напрямую у Правительства РФ по комфортным ставкам. Это абсолютно нормальная практика, которая соответствует модели суверенной финансовой системы. Полученные денежные средства Правительство РФ может в дальнейшем использовать для инвестиций в промышленность. Ликвидную часть Фонда Национального Благосостояния (ФНБ) также можно вкладывать в ОФЗ, а проценты по облигациям дальше инвестировать в новые промышленные проекты.

Я также считаю, что следует обязать российские частные компании выплачивать внешний долг не в иностранной валюте, а в рублях, которые зачислялись бы на счета типа «С». Эти средства следует заморозить или использовать для инвестирования российской промышленности до того момента, пока не будут разблокированы российские золотовалютные резервы в недружественных иностранных юрисдикциях. Дело в том, что погашение внешних долгов Россией становится главной дестабилизирующей проблемой, провоцирующей валютный кризис в России и угрожающей финансовой стабильностидевальвации рубля и повышению инфляции.
3. С чем не стоит путать
Государственный (суверенный) долг следует отличать от корпоративного (частного) долга. Корпоративными являются долговые обязательства, как правило, крупных корпораций, юридических (существенно реже физических) лиц. Корпоративный долг может быть как внутренним – например, облигации Газпрома, ВТБ, Сбербанка, так и внешним – например, получение кредитов от иностранных банков. Получение внешнего корпоративного долга, как правило, не требует предоставления каких-либо гарантий со стороны государства, то есть не увеличивает государственный внешний долг. При этом для обеспечения финансовой стабильности в России следует обязать российские частные компании выплачивать внешний долг не в иностранной валюте, а в рублях, которые зачислялись бы на счета типа «С» с заморозкой до окончания СВО.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/80c6ce603f1b5b6bcf4008e4a8d0ee5d/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Разбор эссе прошлых лет