Темы

Избирательные системы


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
По мнению известного правоведа С.А. Авакьяна, понятие «избирательная система» может рассматриваться в широком и узком смысле. В широком смысле она представляет социальный институт (то есть совокупность лиц, учреждений, материальных и нематериальных ресурсов и социальных норм, объединяемых для осуществления социально значимой функции), регулирующий общественные отношения, связанные с выборами публичной власти. В таком понимании это процедура образования избирательных округов; определения избираемых депутатов; голосования по спискам политических партий и избирательных объединений, принципы и условия участия в выборах. В узком – это система органов, обеспечивающих подготовку и проведение выборов; порядок выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, финансирования выборов, организации голосования; способ определения того, кто избран на должность или в качестве депутатов.

Традиционно избирательные системы делятся на три типа: (1) мажоритарная, (2) пропорциональная и (3) смешанная. Мажоритарная система получила название от французского слова, которое переводится на русский язык как «большинство». Она имеет две разновидности — (1) абсолютного большинства и (2) относительного большинства. Относительное большинство подразумевает, что избираемый кандидат должен набрать больше голосов, чем любой другой кандидат. По мажоритарной системе абсолютного большинства кандидат должен набрать более пятидесяти процентов голосов.

Так, при выборах Президента РФ применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Если никто из кандидатов не наберет абсолютного большинства голосов в первом туре, то назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов. Победителем во втором туре считается набравший большинство голосов. Выборы глав субъектов РФ проводятся по схожим правилам, хотя в некоторых субъектах избрание проводится не непосредственно населением, а представительным органом субъекта РФ. Подготовку и проведение голосования на выборах обеспечивают Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные (районные, городские) и участковые избирательные комиссии.

Пропорциональная система -- это порядок определения результатов выборов, когда мандаты между партиями распределяются в соответствии с полученным ими количеством голосов. При пропорциональной избирательной системе, создаются большие избирательные округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подает голос за список соответствующей партии. Распределение мандатов внутри списка партии осуществляется, как правило, в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке.

Суть смешанной системы заключается в том, что часть депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть – по пропорциональной. Один голос избиратель отдает за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой – за политическую партию. Выборы депутатов в Государственную Думу РФ с 2016 года и в представительные органы субъектов проходят по смешанной системе. При выборах в представительный орган муниципального образования возможно применение как смешанной избирательной системы, так и мажоритарной системы относительного большинства.

На практике существуют особые избирательные системы, которые призваны, с одной стороны, обеспечить представительство меньшинств в выборном органе, с другой — предотвратить социальные конфликты. Так, «ливанский» тип предполагает, что в системе многомандатных округов за этнической, национальной или религиозной общностью закрепляется определенное количество мандатов еще до выборов. «Фиджийский» тип предполагает, что голосование различных этнических, национальных или религиозных общностей разводится во времени, чтобы снять противоречия, которые могут возникнуть во время выборов.

Нормы избирательного права РФ устанавливают цензы и иные ограничения для участия в выборах. Так, возрастной ценз: для активного избирательного права (то есть права голосовать за кандидата) -- 18 лет на всех выборах; для пассивного избирательного права (возможности быть избираемым) возрастной ценз зависит от уровня выборов — для депутатов Государственной Думы РФ он составляет 21 год; для Президента РФ — 35 лет. На уровне субъектов РФ – для высшего должностного лица – 30 лет, для депутатов законодательных собраний субъектов РФ – устанавливается законами субъектов РФ, но не ниже 21 года. Устанавливается также ценз оседлости, означающий, что участвовать в выборах могут граждане, постоянно проживающие на соответствующей территории в течение определенного времени (например, для кандидата на пост Президента РФ -- 10 лет).

Основная цель избирательной системы как социального института, направленного на проведение выборов публичной власти, -- обеспечить легальность и легитимность власти. Так, легальность показывает соответствие законности, правовым нормам, процедуре получения власти через легальные выборы. Такая процедура называется легитимацией власти. Наряду с этим систематическое проведение выборов, обеспечивает легитимность власти – свойство, которое показывает (1) наличие у власти народной поддержки и (2) признание обществом правомерности власти осуществлять управление государством. Это предупреждает социальные конфликты и недовольства.

Избирательная система РФ регулируется правовыми нормами, которые в своей совокупности формируют подотрасль конституционного права, которая называется избирательное право. Избирательное право РФ формируется нормами Конституции РФ, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». На уровне субъектов РФ действуют соответствующие законы субъектов РФ (например, Избирательный кодекс города Москвы).
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я уверен, что для стабильного сохранения легитимности политической власти (предотвращения кризиса легитимности) в РФ необходимо разработать исторически и культурно приемлемый политический институт передачи власти. Поскольку политический режим в России – это электоральный авторитаризм, то, как и у любого авторитаризма, в России не решена проблема сменяемости персоналий у власти. В связи с этим было бы разумным на экспертном уровне инициировать не просто обсуждение возможных изменений в избирательной системе, а вопроса, должен ли Президент РФ с учетом сформированного конституционного обычая готовить и поддерживать на выборах претендента из, например, Правительства РФ или иных высших государственных должностей. Выработанный механизм сменяемости персоналии Президента РФ также обеспечит бесконфликтную сменяемость политических элит в России, создаст действующие политические лифты, предотвратит социальные конфликты, протестные выступления и революции.

Избирательная система РФ также должна быть такой, чтобы она давала возможность участия в политической жизни для конструктивных политических партий. По этому вопросу опять же нужна дискуссия – должны ли критерии прохождения в Государственную Думу РФ быть понижены или, наоборот, повышены, так, чтобы только самые крупные партии, как в США и Великобритании, имели представительство в парламенте. Вопрос о конструктивности политических партий имеет особенное значение в настоящее время, когда в рамках так называемых демократических выборов появляется все больше политиков-популистов. Такие популисты апеллируют к широким массам и обещают лёгкое решение острых социальных проблем, не имея при этом механизма решения.
3. С чем не следует путать
От избирательной системы как социального института, направленного на проведение выборов публичной власти в условиях политической конкуренции, отличается (1) безальтернативность выборов и (2) передача политической власти по наследству без выборов. Интересно, что наличие безальтернативности выборов и передача власти по наследству не делает, по мнению западноевропейских политиков, страны недемократическими. Так, премьер-министр Великобритании – Риши Сунак – в 2023 году был назначен на должность без процедуры выборов, поскольку не было выдвинуто альтернативного кандидата. Политическая власть короля или королевы Великобритании переходят по наследству. По этим признакам Великобритания даже формально не должна относиться к демократическим странам.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/d04a642bc0dba1563e2a7e9038b10d7d/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Политика