Темы

Теории общественного договора: основные представители и идеи


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
  6. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. объективное или субъективное понимание;
  2. источник правоотношения;
  3. структура: субъект и объект;
  4. содержание: субъективные права и юридические обязанности;
  5. предмет и метод регулирования;
  6. норма, институт, подотрасль, отрасль
Теория «общественного договора», или «социального контракта», представляет собой договорную теорию происхождения государства и права. Теория исходит из того, что государство и право есть результат общественного договора между народом и правителем (населением и элитами). Суть теории заключается в том, что государство и право образуются в результате волеизъявления народа (населения) и заключения своеобразной двусторонней сделки между народом (населением), с одной стороны, и правителем (элитами), с другой стороны.

Содержанием указанной выше сделки становится то, что народ (население) передает часть или большую часть своего суверенитета на власть новому субъекту – государству в лице правителя (элит), а государство (непосредственно через правителя (элиты) и государственный аппарат) обязуется обеспечить естественные, неотъемлемые права человека. При этом суверенитет рассматривается как способность осуществлять верховенство, единство и независимость власти как внутри государства, так и за его пределами. Народ (население), таким образом, уполномочивает правителей осуществлять власть, соблюдая естественные и неотъемлемые права людей, и обязуется соблюдать указания правителя.

Общественный договор представляется в виде идеализированного документа, не заключенного по какой-то определенной форме, например, в виде единого письменного документа. Это некая абстракция – как могло бы быть, если бы сразу большое число представителей соответствующего народа заключили бы со своим правителем договор. При этом, несмотря на абстракцию, самая идея общественного договора как единого, определяющего для общества документа нашла отражение в уже вполне материальных конституциях многих государств, например, в Конституции РФ.

Считается, что теория «общественного договора» возникла в Древней Греции, но наивысшее развитие получила в эпоху Просвещения в трудах Б. Спинозы, Ж-Ж. Руссо, Т. Гоббса и Дж. Локка, а также А.Н. Радищева. Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо являются наиболее известными представителями теории общественного договора, подходы которых существенно отличаются. Так, Т. Гоббс защищал абсолютную монархию, Дж. Локк защищал либеральную монархию, Ж-Ж. Руссо защищал либеральный республиканизм.

Исторически первым сформулировал теорию общественного договора Т. Гоббс в «Левиафане». При формулировании теории он исходил из того, что в догосударственном обществе шла война всех против всех, что было, очевидно, деструктивным. По этой причине государство, созданное на основе договора, смогло установить единые правила существования и обеспечить, прежде всего, защиту жизни каждого члена общества. При этом государство не должно обеспечивать защиту иных прав, поэтому правитель в таком государстве должен быть абсолютным монархом.

Идеи Дж. Локка об общественном договоре отличаются в той части, что он делал упор не на безопасность членов общества, а на наличие свободы и права частной собственности. Основная функция государства -- обеспечить свободу и защищать частую собственность. Для этого заключается общественный договор между правителем и народом (населением). Соответственно, правители в таком государстве должны выступать просвещенными, конституционными монархами.

Ж-Ж. Руссо можно назвать предтечей Великой французской революции с присущими ему республиканскими взглядами. Он полагал, что в догосударственные времена в обществе были только личностные и отсутствовали социальные интересы – стремление к достижению целей, направленных на повышение собственной значимости в обществе или отдельной социальной группе. Формирование государства и права породило такие социальные интересы, которые должны были защищаться государством в виде политических, социально-экономических и гражданских прав. В понимании Ж-Ж. Руссо идеальной формой правления должна стать республика с демократическим государственным режимом.

Основная цель различных теорий общественного договора заключалась в том, чтобы предоставить теоретическое и политико-догматическое обоснование правового регулирования общественного строя в государствах эпохи Просвещения и на будущее. Во многих странах общественный (или конституционный) строй стал предметом правового регулирования конституций. В целом, условия конституций об основах общественного строя можно назвать условиями общественного договора как совокупности четких условий развития общества и государства в ближайшем будущем. Это раскрытый и одобренный большинством общества план действий, и если какие-то члены общества с ним не согласны, то могут либо законными способами начать политическую борьбу, либо покинуть общество и строить свою жизнь в другом.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я полагаю, что Конституция РФ как общественный договор должна быть направлена на повышение благосостояния нашего общества. Так, для членов нашего общества Конституция РФ устанавливает ценностные ориентиры как неформальные социальные институты, культурный код -- русскую культуру и русский язык, основные принципы существования в сферах общественной жизни (именно эти изменения были внесены в Конституцию РФ в 2020 году). Ценностные ориентиры Конституции РФ направлены на формирование (1) общества с едиными культурно-историческими и человекосберегающими ценностными ориентирами и (2) демографического роста и (3) на использование природной ренты не для вывоза за рубеж, а для финансирования новой социальной инфраструктуры, наконец, (4) на создание минимального справедливого неравенства в обществе.

Конституция РФ также содержит положения, которые являются условиями общественного оговора для элит (лиц у государственной власти), контрэлит (лиц, стремящихся к государственной власти) и антиэлит (лиц, активно противостоящих, но самостоятельно не стремящихся к государственной власти). В частности, Конституция РФ и федеральные законы в ее развитие предусматривают порядок прихода и удержания власти, пределы возможного обогащения – возможность вывозить капиталы, осуществлять спекуляции, вести открыто и где-то вызывающе гедонистический образ жизни, пределы элитарной культуры и эпатажного поведения. Так, в современной истории России, по мнению известного экономиста Аузана А.А., общественный договор заключался элитами несколько раз. В итоге, общественный договор элит стал фактором стабилизации российского государства, а сформулированная элитами концепция существования общества -- «экономическая стабильность в обмен на политические свободы» -- фактором спокойствия населения.
3. С чем не стоит путать
Теория общественного договора выступает против идеи божественной природы государства и права. Она, по сути, противопоставляется наиболее ранней теологической, божественной теории происхождения государства и права. Так, теологическая теория (Ф. Аквинский) утверждает, что бог сотворил все сущее и установил власть на Земле: государство, иные социальные институты, в том числе, и право. В отличие от указанных постулатов теория общественного договора основывается на идеях народного суверенитета, где именно народ (через референдумы и выборы), а не бог, уполномочивает правителей осуществлять власть, соблюдая при этом политические, социально-экономические и иные гражданские права.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/5129741a88b08930949ed30fdbaa4831/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Разбор эссе прошлых лет