Темы

Социализация


Вернуться назад


1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. без вводных абзацев;
  2. определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
  3. небытовая терминология;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции и цели – для чего нужно явление;
  6. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Что это? Социализация – это процесс формирования личности, то есть совокупность способов и методов формирования (1) мировоззрения человека, (2) усвоения и дальнейшего развития культурных норм и (3) социального опыта – норм, ценностей и ролей, необходимых для успешного функционирования в обществе. Социализация включает индивида в систему общественных отношений, формирует у него социальные качества, создавая личность. Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

Традиционно выделяется направленная и ненаправленная социализация. К числу методов направленной позитивной социализации относят (1) воспитание (в семье, детском саду, школе, спортивных секциях и кружках) и (2) обучение, то есть последовательный процесс воздействия на личность в период ее становления и развития для выработки знаний, навыков, ценностных ориентиров. Также выделяют первичную (раннюю) и вторичную (продолжающуюся) социализацию. Так, первичная социализация связана с наиболее ранним, общим приобретением знаний о культуре и обществе проживания, освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Вторичная социализация связана с овладением индивидом (1) специальными знаниями и навыками, (2) приобщением к определённой субкультуре (профессиональная социализация), (3) изменением образа жизни человека в связи с горизонтальной (переезд в другой регион для обучения) или вертикальной социальной мобильностью (продвижение по работе).

Агенты социализации — это люди и организации, ответственные за обучение индивида знаниям, навыкам, культурным нормам и усвоение им социальных ролей. Агенты первичной социализации – это непосредственное окружение, которое на ранних этапах помогает приобретать индивидом общекультурных знаний, освоение начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей (семья, друзья, значимый взрослый -- тренер). Они, как правило, связаны тесными личными отношениями и оказывают влияние не на одно, а сразу на несколько направлений – воспитывают ориентиры, дают знания, нарабатывают навыки. Агенты вторичной социализации – это школа, кружки, высшие или профессиональные учебные заведения, рабочий коллектив. Они связаны формально-деловыми отношениями и влияют в узком направлении, формируют у индивида одну -- две функции (так, рабочий коллектив помогает стать специалистом в своей сфере).

Для чего? Процесс социализации, прежде всего, направлен на формирование в индивиде личности -- совокупности социальных качеств. Личность -- не просто индивид, а субъект общественных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых черт. Основные социальные качества личности: (1) самосознание и социальная ответственность – способность осознавать себя, оценивать свои поступки с точки зрения социальных норм, значимости для себя и общества; (2) самооценка – комплексная характеристика, показывающая, как личность воспринимает свои способности и особенности; (3) идентификация – отождествление с определённой культурной, этнической, конфессиональной и социальной группой. Социализация также формирует социальные интересы, в которых проявляется природа человека как совокупности различных идентичностей, то есть свойства психики определять принадлежность к социальным группам и общностям.

Социализация сохраняет единство общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нём ценностей и моделей поведения. В ходе социализации происходит усвоение им системы позитивных ценностей общества, посредством литературы, песни, спектакль, кино, -- формируют (1) мышление, образы и смыслы человека, (2) его ценностные ориентиры и, (3) в конечном счете, мотивы и модели поведения. Сформированные ценностные ориентиры будут функционировать, по мнению известного экономиста Аузана А.А., как неформальные социальные институты – как модели поведения на будущее

В ходе социализации формируются основы взаимодействия людей и вырабатываются социальные ролиобразцы, модели поведения, которые общество признает нормальными, ожидаемыми для обладателя определенного социального статуса. Социальный статус – это текущее положение, состояние человека в социальной структуре в контексте таких критериев, как (1) власть, (2) богатство, (3) образование и (4) престиж. Поведение в рамках социальных ролей исключает социальные конфликты. В целом, социализация выступает одним из важных механизмов социального контроля, поскольку социализация вырабатывает приемлемое для членов конкретного общества поведение.

Регулирование? Социализация регулируется социальными правовыми и неправовыми нормами. Социальные нормы -- это (1) сознательно установленные или стихийно сложившиеся в обществе, (2) как правило, повторяющиеся в нескольких поколениях (3) модели поведения. Социальные нормы устанавливают пределы нормального, то есть положительного или нейтрального, поведения, поэтому социальная роль — это позитивное или нейтральное социальное поведение. Так, социализация в семье осуществляется в рамках традиции, морали и нравственности, культурных и религиозных норм семьи. При этом социализация в школе проходит в рамках ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Почему важно? Я считаю, что социализация приучает к ценностным ориентирам, которые определяют общественное сознание и поведение. Единство и коллективное принятие ценностных ориентиров и социально-гуманитарного мировоззрения (единого понимания и оценки исторических событий, единого видения будущего) позволяет обществу стабильно существовать и эволюционно развиваться в истории. Принятие в рамках социализации традиций и преемственности социальных норм обеспечивают эволюционное выживание и развитие общества и формируют мотивы и модели для позитивного, человекосберегающего поведения.

В рамках социализации должны формироваться социальные роли, которые обеспечат повышение благосостояния и эволюционный успех нашего общества. Для меня очевидно, что модели поведения в рамках социальных ролей должны быть, прежде всего, конструктивными. Это означает не только, что цель поведения должна быть позитивной, но и выбранные способы ее достижения должны быть человеко- и обществосберегающими, не направленными на причинение страданий, обмана, уничижения, превосходства. На практике такие модели поведения будут реализовываться в экономической сфере – без всепроникающего решения вопросов исключительно рыночными способами; в преодолении демографический кризис (стимулировании рождений второго и последующих детей, снижении смертности за счет существенного ограничения продажи крепкого алкоголя), в социальной сфере – в повышении значимости профессии педагога-учителя, поддержании и созидательного труда, а не спекуляций, в духовно-культурной сфере – в воспитании на основе светских, человекосберегающих ценностных ориентиров; в политической сфере – в формировании у общества позитивного восприятия государства как лаборатории сверхзадач.

Направленная социализация в школе, как в важнейшем социальном институте, должна осуществляться через призму народной культуры. Дело в том, что произведения народной культуры содержат образы и смыслы, модели поведения, ценностные ориентиры исторически и культурно приемлемые для нашего общества. Как сказал Толстой Л.Н.: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание».
3. С чем не следует путать
Социализацию следует отличать от социальной адаптации — процесса приспособления человека к меняющейся социальной среде (например, при переезде в другую страну). С социальной адаптацией связана инкультурацияпроцесс освоения человеком новой культурной жизни. Далее, десоциализация означает утрату индивидом социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации (например, из-за физических или психических заболеваний). Наконец, эскапизм — одна из форм десоциализации, связанная со стремлением уйти от реальности, погрузившись в мир фантазий, мечтаний и иллюзий. В современном мире погружение в мир компьютерных игр – опасная форма эскапизма.
4. История развития
Проблемы развития и воспитания молодёжи активно обсуждались еще представителями античной философии: Сократом, Платоном, Аристотелем. Далее, уже в эпоху Просвещения в работах Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Кант произошёл всплеск интереса к процессу становления личности молодого человека, его воспитания и образования, а также участия в жизни общества. Однако, термин «социализация» как процесс становления личности стал употребляется только с середины 20 века.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/359bca98001582b6f59eb8e4952a6563/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Человек и общество