Вернуться назад
1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- понятие – признаки или особенности;
- структура и содержание;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- правовое регулирование в РФ
- факторы/условия возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Революция -- это радикальное, качественное и быстротечное изменение в обществе, природе или познании. Важно, что в рамках революции становление изменений быстротечно, практически одномоментно с учетом временных масштабов явления. Так, революции в обществе связаны с изменением социально-политического строя (например, буржуазная -- Французская революция 1789 года, пролетарская -- Октябрьская революция в России в 1917 году) в течение дней или месяцев. Революции в природе, как Кембрийских взрыв (то есть появление скелетной фауны), могут затягиваться на миллионы лет. Революции в познании – переход от одной научной парадигмы к другой, как описал Т. Кун в книге «Структура научных революций», -- могут занимать десятилетия.
Обычно социальные революции существенно изменяют почти все социальные институты во всех сферах общественно жизни: экономической, социальной, духовно-культурной и политической. При этом, если изменения затрагивают почти все институты в какой-то одной сфере, то революции можно разделить по видам: так, социально-политические революции – это смена социального или политического строя. Может быть экономическая или промышленная революция — это скачок в развитии финансовых институтов или производительных сил (начало использования бирж или переход от феодального строя к капиталистическому). Наконец, существуют идеологические революции – изменение поддерживаемых государством идей, концепций, политических идеологий (например, либеральная революция после распада СССР или революция традиционных ценностей – в настоящее время) как неформальных социальных институтов.
Почему социальные революции связаны с изменениями в социальных институтах? Дело в том, что социальные институты – это совокупности лиц, учреждений, материальных и нематериальных ресурсов и социальных норм, объединяемых для осуществления социально значимой функции. Когда изменяются социальные институты, одновременно меняется содержание общественных отношений – меняется динамика общества, а иногда и структура общества – могут исчезать или появляться новые сословия, классы, некоторые социальные группы.
Реформы представляют собой кратковременные, достаточно резкие изменения в ограниченной сфере общественной жизни с целью улучшения условий или решения существующих проблем (например, отход от Болонской системы образования в России). Реформы представляют собой преобразование некоторых социальных институтов, а не всего общественного строя, как в случае революций. Так, в экономической сфере может быть реформа налоговой системы, в социальной – реформа пенсионной системы, в политической – изменение срока полномочий органов власти (например, замена срока Президента РФ с 4 до 6 лет). Реформы в духовно-культурной сфере возможны, но редки (например, церковные реформы патриарха Никона).
Эволюция общества – это постепенное (без резких потрясений) и системное позитивное изменение социальной структуры, социальных институтов, ценностей, норм поведения и отношениях между людьми. Этот процесс может происходить на разных уровнях: от малых групп до больших обществ и цивилизаций. Примерами эволюции общества могут быть постепенный экономический и демографический рост, воспитание и обучение духовным ценностям. Социальные эволюционные изменения могут протекать в виде (1) реформ, (2) модернизации, (3) трансформации и (4) кризисов. Антиподом эволюции, как правило, считается деградация – системное и постепенное негативное изменение.
На практике часто говорят не просто о социальной, но о социокультурной эволюции. Основы ее изучения были заложены известным социологом Г. Спенсером, который утверждал, что общество развивается от простых форм к более сложным как биологические виды. Далее, Э. Дюркгейм утверждал, что общество развивается за счет увеличения общих интересов и целей, а М. Вебер видел развитие общества в увеличении эффективности и контроля в социальных структурах. Современными же теориями развития общества считаются: неоэволюционизм (развитие общества без учета системы ценностей), теория модернизации, теория глобализации и теория постиндустриального общества (Д. Белл).
В итоге, революции, реформы и эволюция общества связаны либо с прогрессом, либо регрессом общества. Прогресс -- это развитие, улучшение или движение вперед институтов общества. Прогресс характеризуется созданием новых идей, инноваций, технологий или методов, которые повышают благосостояние общества. Регресс -- это ухудшение или откат в развитии или качестве жизни общества. В целом, регресс может приводить к ухудшению условий жизни, медицинской помощи, снижению уровня образования, деградации окружающей среды.
Существует мнение, что в социальной эволюции общества нет цели, либо она слишком глобальна и сложно определима, поскольку изменения в рамках эволюции общества не происходят одномоментно, их сложно фиксировать. Представляется, что такой целью может стать достижение общих ценностей общества в каждом направлении общественной жизни. Так, например, российское общество может стремиться с тому, чтобы в каждом социальном действии было больше справедливости, а западноевропейские – чтобы больше свободы, азиатские – чтобы больше порядка.
В контексте правового регулирования реформы каждый рез оформляются в виде отдельных законов и подзаконных актов. Эволюция же общества обеспечивается эффективным правовым регулированием формальных и неформальных социальных институтов на уровне Конституции РФ и иных нормативных актов. Наконец, государства стремятся избежать революций, которые могут привести к социальным конфликтам. Для этого принимается законодательство о периодическом проведении выборов со сменяемостью власти, а, например, Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за попытку свержения власти.
Обычно социальные революции существенно изменяют почти все социальные институты во всех сферах общественно жизни: экономической, социальной, духовно-культурной и политической. При этом, если изменения затрагивают почти все институты в какой-то одной сфере, то революции можно разделить по видам: так, социально-политические революции – это смена социального или политического строя. Может быть экономическая или промышленная революция — это скачок в развитии финансовых институтов или производительных сил (начало использования бирж или переход от феодального строя к капиталистическому). Наконец, существуют идеологические революции – изменение поддерживаемых государством идей, концепций, политических идеологий (например, либеральная революция после распада СССР или революция традиционных ценностей – в настоящее время) как неформальных социальных институтов.
Почему социальные революции связаны с изменениями в социальных институтах? Дело в том, что социальные институты – это совокупности лиц, учреждений, материальных и нематериальных ресурсов и социальных норм, объединяемых для осуществления социально значимой функции. Когда изменяются социальные институты, одновременно меняется содержание общественных отношений – меняется динамика общества, а иногда и структура общества – могут исчезать или появляться новые сословия, классы, некоторые социальные группы.
Реформы представляют собой кратковременные, достаточно резкие изменения в ограниченной сфере общественной жизни с целью улучшения условий или решения существующих проблем (например, отход от Болонской системы образования в России). Реформы представляют собой преобразование некоторых социальных институтов, а не всего общественного строя, как в случае революций. Так, в экономической сфере может быть реформа налоговой системы, в социальной – реформа пенсионной системы, в политической – изменение срока полномочий органов власти (например, замена срока Президента РФ с 4 до 6 лет). Реформы в духовно-культурной сфере возможны, но редки (например, церковные реформы патриарха Никона).
Эволюция общества – это постепенное (без резких потрясений) и системное позитивное изменение социальной структуры, социальных институтов, ценностей, норм поведения и отношениях между людьми. Этот процесс может происходить на разных уровнях: от малых групп до больших обществ и цивилизаций. Примерами эволюции общества могут быть постепенный экономический и демографический рост, воспитание и обучение духовным ценностям. Социальные эволюционные изменения могут протекать в виде (1) реформ, (2) модернизации, (3) трансформации и (4) кризисов. Антиподом эволюции, как правило, считается деградация – системное и постепенное негативное изменение.
На практике часто говорят не просто о социальной, но о социокультурной эволюции. Основы ее изучения были заложены известным социологом Г. Спенсером, который утверждал, что общество развивается от простых форм к более сложным как биологические виды. Далее, Э. Дюркгейм утверждал, что общество развивается за счет увеличения общих интересов и целей, а М. Вебер видел развитие общества в увеличении эффективности и контроля в социальных структурах. Современными же теориями развития общества считаются: неоэволюционизм (развитие общества без учета системы ценностей), теория модернизации, теория глобализации и теория постиндустриального общества (Д. Белл).
В итоге, революции, реформы и эволюция общества связаны либо с прогрессом, либо регрессом общества. Прогресс -- это развитие, улучшение или движение вперед институтов общества. Прогресс характеризуется созданием новых идей, инноваций, технологий или методов, которые повышают благосостояние общества. Регресс -- это ухудшение или откат в развитии или качестве жизни общества. В целом, регресс может приводить к ухудшению условий жизни, медицинской помощи, снижению уровня образования, деградации окружающей среды.
Существует мнение, что в социальной эволюции общества нет цели, либо она слишком глобальна и сложно определима, поскольку изменения в рамках эволюции общества не происходят одномоментно, их сложно фиксировать. Представляется, что такой целью может стать достижение общих ценностей общества в каждом направлении общественной жизни. Так, например, российское общество может стремиться с тому, чтобы в каждом социальном действии было больше справедливости, а западноевропейские – чтобы больше свободы, азиатские – чтобы больше порядка.
В контексте правового регулирования реформы каждый рез оформляются в виде отдельных законов и подзаконных актов. Эволюция же общества обеспечивается эффективным правовым регулированием формальных и неформальных социальных институтов на уровне Конституции РФ и иных нормативных актов. Наконец, государства стремятся избежать революций, которые могут привести к социальным конфликтам. Для этого принимается законодательство о периодическом проведении выборов со сменяемостью власти, а, например, Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за попытку свержения власти.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я, вслед за философом Л.П. Карсавиным («Феноменология революции»), не считаю политические и социальные революции чем-то положительным. Как показывает история, многие политические и социальные революции приводили к значительным жертвам. Так, даже распад СССР, что можно считать ненасильственной революцией, в краткосрочной и долгосрочной перспективе привел к миллионам жертв. Это указывает на то, что разумное эволюционное развитие общества с точки зрения членов такого общества в конкретный исторический момент предпочтительно, чем революция.
Я полагаю, что эволюционное развитие нашего общества обеспечат человекосберегающие ценности, предусмотренные указом Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Следование этим ценностям должно обеспечить отсутствие идейной вторичности нашего общества. Они должны прекратить ожидание одобрения с запада или востока и попытки постоянного копирования чуждых социальных институтов. Как указывал известный философ и социолог Зиновьев А.А. в книге «Русская трагедия», советские граждане думали, что государство – как сарай, можно его снести и из остатков построить новое государство – в виде небоскреба, то есть все старые преимущества останутся и добавятся новые. Но в итоге люди поняли, что из разломанных палок можно построить только ухудшенный сарай.
Я считаю, что для стабильного эволюционного развития нашего общества необходимо выработать приемлемый механизма передачи власти (смены политической элиты) с учётом исторической и культурной специфики. Нужно ответить на вопрос, должна ли президентская власть переходить исключительно через выборы или переход может дополняться подготовкой преемника из, например, Правительства РФ. В экономической сфере нужно преодолеть демографический кризис (стимулировать рождение второго и последующих детей, снизить смертность за счет существенного ограничения продажи крепкого алкоголя), в социальной – поддерживать многодетную семью и созидательный труд, а не спекуляции, в духовно-культурной сфере – проводить воспитание на основе светских, человекосберегающих ценностных ориентиров. Отдельно наше государство и общество должны признать особую важность профессии учителя не как продавца услуг по обучению, а как педагога и воспитателя.
Я полагаю, что эволюционное развитие нашего общества обеспечат человекосберегающие ценности, предусмотренные указом Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Следование этим ценностям должно обеспечить отсутствие идейной вторичности нашего общества. Они должны прекратить ожидание одобрения с запада или востока и попытки постоянного копирования чуждых социальных институтов. Как указывал известный философ и социолог Зиновьев А.А. в книге «Русская трагедия», советские граждане думали, что государство – как сарай, можно его снести и из остатков построить новое государство – в виде небоскреба, то есть все старые преимущества останутся и добавятся новые. Но в итоге люди поняли, что из разломанных палок можно построить только ухудшенный сарай.
Я считаю, что для стабильного эволюционного развития нашего общества необходимо выработать приемлемый механизма передачи власти (смены политической элиты) с учётом исторической и культурной специфики. Нужно ответить на вопрос, должна ли президентская власть переходить исключительно через выборы или переход может дополняться подготовкой преемника из, например, Правительства РФ. В экономической сфере нужно преодолеть демографический кризис (стимулировать рождение второго и последующих детей, снизить смертность за счет существенного ограничения продажи крепкого алкоголя), в социальной – поддерживать многодетную семью и созидательный труд, а не спекуляции, в духовно-культурной сфере – проводить воспитание на основе светских, человекосберегающих ценностных ориентиров. Отдельно наше государство и общество должны признать особую важность профессии учителя не как продавца услуг по обучению, а как педагога и воспитателя.
3. С чем не стоит путать
Развитию, в частности, прогрессу общества, иногда противопоставляют такое понятие, как «прогрессорство», термин, введенный известными фантастами братьями Стругацкими, например, в «Трудно быть богом» и «Пикник на обочине». «Прогрессорство» проявляется в критическом отношении к идее прогресса, которая представлена в виде технических и научных достижений, но не всегда приводит к улучшению условий жизни. Стругацкие обращают особое внимание на важность сохранения человекосберегающих ценностей, моральных принципов и индивидуальности в мире прогресса и технологических изменений.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/666c2a3e4e5c64b9883e4c6b4b523f94/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/