Темы

Теории общественного договора


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
  6. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. объективное или субъективное понимание;
  2. источник правоотношения;
  3. структура: субъект и объект;
  4. содержание: субъективные права и юридические обязанности;
  5. предмет и метод регулирования;
  6. норма, институт, подотрасль, отрасль
Теория «общественного договора», или «социального контракта», представляет собой договорную теорию происхождения государства и права. Теория исходит из того, что государство и право есть результат общественного договора между народом и правителем (населением и элитами). Суть теории заключается в том, что государство и право образуются в результате волеизъявления народа (населения) и заключения своеобразной двусторонней сделки между народом (населением), с одной стороны, и правителем (элитами), с другой стороны.

Содержанием указанной выше сделки становится то, что народ (население) передает часть или большую часть своего суверенитета на власть новому субъекту – государству в лице правителя (элит), а государство (непосредственно через правителя (элиты) и государственный аппарат) обязуется обеспечить естественные, неотъемлемые права человека. При этом суверенитет рассматривается как способность осуществлять верховенство, единство и независимость власти как внутри государства, так и за его пределами. Народ (население), таким образом, уполномочивает правителей осуществлять власть, соблюдая естественные и неотъемлемые права людей, и обязуется соблюдать указания правителя.

Общественный договор представляется в виде идеализированного документа, не заключенного по какой-то определенной форме, например, в виде единого письменного документа. Это некая абстракция – как могло бы быть, если бы сразу большое число представителей соответствующего народа заключили бы со своим правителем договор. При этом, несмотря на абстракцию, самая идея общественного договора как единого, определяющего для общества документа нашла отражение в уже вполне материальных конституциях многих государств, например, в Конституции РФ.

Считается, что теория «общественного договора» возникла в Древней Греции, но наивысшее развитие получила в эпоху Просвещения в трудах Б. Спинозы, Ж-Ж. Руссо, Т. Гоббса и Дж. Локка, а также А.Н. Радищева. Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо являются наиболее известными представителями теории общественного договора, подходы которых существенно отличаются. Так, Т. Гоббс защищал абсолютную монархию, Дж. Локк защищал либеральную монархию, Ж-Ж. Руссо защищал либеральный республиканизм.

Исторически первым сформулировал теорию общественного договора Т. Гоббс в «Левиафане». При формулировании теории он исходил из того, что в догосударственном обществе шла война всех против всех, что было, очевидно, деструктивным. По этой причине государство, созданное на основе договора, смогло установить единые правила существования и обеспечить, прежде всего, защиту жизни каждого члена общества. При этом государство не должно обеспечивать защиту иных прав, поэтому правитель в таком государстве должен быть абсолютным монархом.

Идеи Дж. Локка об общественном договоре отличаются в той части, что он делал упор не на безопасность членов общества, а на наличие свободы и права частной собственности. Основная функция государства -- обеспечить свободу и защищать частую собственность. Для этого заключается общественный договор между правителем и народом (населением). Соответственно, правители в таком государстве должны выступать просвещенными, конституционными монархами.

Ж-Ж. Руссо можно назвать предтечей Великой французской революции с присущими ему республиканскими взглядами. Он полагал, что в догосударственные времена в обществе были только личностные и отсутствовали социальные интересы – стремление к достижению целей, направленных на повышение собственной значимости в обществе или отдельной социальной группе. Формирование государства и права породило такие социальные интересы, которые должны были защищаться государством в виде политических, социально-экономических и гражданских прав. В понимании Ж-Ж. Руссо идеальной формой правления должна стать республика с демократическим государственным режимом.

Основная цель различных теорий общественного договора заключалась в том, чтобы предоставить теоретическое и политико-догматическое обоснование правового регулирования общественного строя в государствах эпохи Просвещения и на будущее. Во многих странах общественный (или конституционный) строй стал предметом правового регулирования конституций. В целом, условия конституций об основах общественного строя можно назвать условиями общественного договора как совокупности четких условий развития общества и государства в ближайшем будущем. Это раскрытый и одобренный большинством общества план действий, и если какие-то члены общества с ним не согласны, то могут либо законными способами начать политическую борьбу, либо покинуть общество и строить свою жизнь в другом.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – (1) созидательный труд, а не спекуляции и (2) значимость педагога-учителя,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости и преемственности президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
С учетом указанной выше проблематики формирования и существования общества, государства и права, обоснования политической власти, я могу согласиться с идеями Платона и Аристотеля о том, что общество, то есть мы сами, должны научиться относиться к государству позитивно.Мы должны относиться к государству как к лаборатории поставленных перед собой социально значимых сверхзадач. Ведь государство – это, прежде всего, важный социальный институт, который обладает огромными ресурсами, направленными на повышение благополучия общества. Соответственно, мы должны приучить себя и наших детей осознавать цивилизационную значимость нашего государства, как института, обеспечивающего приемлемый для нас образ жизни, потребности и интересы, ценностные ориентиры.

Я разделяю идею Аристотеля о том, что важнейшей функцией права является повышение благосостояния общества в различных сферах жизни: социальной, экономической, культурно-духовной и политической. С прагматической, утилитарной точки зрения право должно проявлять, прежде всего, инструментальную функцию. Например, для преодоления демографического кризиса, для понижения смертности субъекты РФ могут самостоятельно принимать нормативные акты о (1) запрете продажи крепкого алкоголя в жилых домах, (2) запрете продажи любого алкоголя в формате он-лайн, (3) установлении высоких цен на табачные и иные курительные изделия с постепенным абсолютным запретом для определенных возрастов. Результатом такого нормотворчества могло бы стать предотвращение избыточной смертности в России от крепкого алкоголя и курения в 500 000 человек в год.
3. С чем не путать
Теория общественного договора выступает против идеи божественной природы государства и права. Она, по сути, противопоставляется наиболее ранней теологической, божественной теории происхождения государства и права. Так, теологическая теория (Ф. Аквинский) утверждает, что бог сотворил все сущее и установил власть на Земле: государство, иные социальные институты, в том числе, и право. В отличие от указанных постулатов теория общественного договора основывается на идеях народного суверенитета, где именно народ (через референдумы и выборы), а не бог, уполномочивает правителей осуществлять власть, соблюдая при этом политические, социально-экономические и иные гражданские права.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/5129741a88b08930949ed30fdbaa4831/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Специфика обществознания