Вернуться назад
1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- без вводных абзацев;
- определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
- небытовая терминология;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
- правовое регулирование в РФ
- объективное или субъективное понимание;
- источник правоотношения;
- структура: субъект и объект;
- содержание: субъективные права и юридические обязанности;
- предмет и метод регулирования;
- норма, институт, подотрасль, отрасль
Что это?Гуманизм («человечный») — это принцип построения общества, где высшей ценностью является жизнь человека (индивида), забота о нем, благо человека признается критерием общественного прогресса. При этом все материальные и нематериальные ресурсы должны быть направлены на то, чтобы сделать эту жизнь благополучной и безопасной. Важно, что идеи равенства, справедливости и добрососедства становятся желаемой нормой отношения между людьми.
Принцип гуманизма начал формулироваться в эпоху Возрождения, или Ренессанса, то есть в период между Средними веками и Новым временем (14-16 века). Впервые термин «Возрождение» употребил итальянский живописец 16 века Дж. Вазари в «Жизнеописаниях наиболее известных живописцев, скульпторов и архитекторов». В эпоху Возрождения происходит отход от средневековых ограничений и догм, исключительно религиозного сознания, и возрождается интерес к античной культуре, философии, логике, научным открытиям Древней Греции и Древнего Рима. Переворот в эмоциональном сознании, когда в культурной сфере фигура человека стала центральной (антропоцентризм), постепенно изменял и рациональное сознание людей о способностях, возможностях и значимости человека в мире. Принятию антропоцентризма способствовало открытие новых земель, расширение сферы научного знания и появление новых технологий – прежде всего, морских кораблей способных открыть Америку и совершить кругосветное путешествие.
В культурной сфере идеи гуманизма формировались такими известными деятелями Возрождения, как художник и исследователь Л. да Винчи, скульптор Микеланджело, художники Рафаэль, Тициан и Боттичелли. Центральной фигурой их произведений становятся люди в реальных и мифологических ситуациях. В научной сфере известные астрономы Н. Коперник, Дж. Бруно, Т. Браге и Г. Галилей сформировали теорию гелиоцентризма и открыли основные законы классической механики. Этим они подвергли сомнению постулат о неизменности звездного мира как наиболее гармоничного творения Бога и косвенно идею теоцентризма.
В духовной сфере идеи гуманизма формировались в рамках Реформации -- религиозного и общественно-политического движения в Западной и Центральной Европе в 16 веке, и были связаны с именем будущего протестантского пастора М. Лютера. В «95 тезисах» М. Лютер отказался от посредничества католического клира между Богом и человеком, а вопросы веры стали делом отдельного человека, а не общества в целом. Более того, уже в 20 веке известный социолог М. Вебер напишет в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма», что протестантизм стал основой для идеологии либерализма и экономического прогресса стран Европы.
В социоэкономической сфере Т. Мор в произведении «Утопия» и Т. Кампанелла в произведении «Город Солнца» детально рассуждали о наилучшем социально-экономическом изменении общества. Основными идеями обоих произведений являются следующие: отношения между людьми, а не отношения между человеком и Богом, отказ от социального и экономического неравенства, отказ от частной собственности, отказ от смертной казни, введение общественной системы социального и медицинского обеспечения. Основой общества должна быть семья, построенная на традиционных ценностях. С точки зрения политического устройства в «Утопии» рассматривается государство на демократических выборных принципах, а в «Городе Солнца» -- теократическое государство.
В политической сфере идеи известного государственного деятеля Н. Макиавелли в произведении «Государь» (или «Князь») и теоретика Ж. Боден в книге «Шесть книг о государстве» создали новое понимание политики. Они перестали рассматривать политику как проявление в обществе некоторых вселенских закономерностей, а начали рассматривать ее как самостоятельную деятельность отдельных людей. Они также создали теоретическую основу для независимой от церкви государственной светской власти. В итоге, идеи об отсутствии моральных ограничений в политике (Н. Макиавелли) и о суверенитете светской власти (Ж. Боден) создали основу для существования буржуазных государств Нового времени.
Важная философская основа для развития идей гуманизма в будущем (в идеях либерализма и рационализма) была заложена Ф. Бэконом в произведениях «Новая Атлантида» и «Новый Органон». До Ф. Бэкона существовала позиция о том, что рациональная деятельность человека должна подчиняться более высоким принципам – вере, авторитету. В традиционных обществах было четкое различие между индивидуальным разумом и сверхиндивидуальным – духом. Ф. Бэкон заявил о том, то человеческий разум, а не Боге, должен считаться главным критерием того, что является истинным и ложным, ценным и ничтожным, существующим и не существующим.
Для чего? Идеи гуманизма сначала в духовно-культурно, а затем и в остальных сферах жизни формировали новую цель существования человечества -- не достижение «царствия Божия», а благо человека. Эти идеи были в дальнейшем развиты в эпоху Просвещения в виде стремления создать образованное общество, способное развиваться, будучи полностью образованным, без ограничивающих свободу социальных институтов. Важно, что уже после окончания эпохи Возрождения и по окончании религиозных войн, в частности Тридцатилетней войны в середине 17 века, на основе идей гуманизма были сформулированы либеральные концепции экономике (в частности, свобода предпринимательства, рыночное равновесие) и в политике (в частности, правовое государство, гражданское общество, теория общественного договора).
Регулирование? Социальные отношения в эпоху Возрождения все еще во многом регулировались не правовыми, а религиозными нормами. При этом для некоторых сословий правовое регулирование начинает играть основную роль. Так, для аристократов Британии в 1215 году создается «Великая хартия вольностей», утверждавшая их права и привилегии. Во Флорентийской республике в 1293 году принимается прообраз конституции «Установления справедливости», по которой аристократы были отстранены от политического управления. Наконец, во многих городах Европы установилось магдебургское право – правовые нормы на основе устава города Магдебурга, регулирующие экономическую деятельность, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан.
Принцип гуманизма начал формулироваться в эпоху Возрождения, или Ренессанса, то есть в период между Средними веками и Новым временем (14-16 века). Впервые термин «Возрождение» употребил итальянский живописец 16 века Дж. Вазари в «Жизнеописаниях наиболее известных живописцев, скульпторов и архитекторов». В эпоху Возрождения происходит отход от средневековых ограничений и догм, исключительно религиозного сознания, и возрождается интерес к античной культуре, философии, логике, научным открытиям Древней Греции и Древнего Рима. Переворот в эмоциональном сознании, когда в культурной сфере фигура человека стала центральной (антропоцентризм), постепенно изменял и рациональное сознание людей о способностях, возможностях и значимости человека в мире. Принятию антропоцентризма способствовало открытие новых земель, расширение сферы научного знания и появление новых технологий – прежде всего, морских кораблей способных открыть Америку и совершить кругосветное путешествие.
В культурной сфере идеи гуманизма формировались такими известными деятелями Возрождения, как художник и исследователь Л. да Винчи, скульптор Микеланджело, художники Рафаэль, Тициан и Боттичелли. Центральной фигурой их произведений становятся люди в реальных и мифологических ситуациях. В научной сфере известные астрономы Н. Коперник, Дж. Бруно, Т. Браге и Г. Галилей сформировали теорию гелиоцентризма и открыли основные законы классической механики. Этим они подвергли сомнению постулат о неизменности звездного мира как наиболее гармоничного творения Бога и косвенно идею теоцентризма.
В духовной сфере идеи гуманизма формировались в рамках Реформации -- религиозного и общественно-политического движения в Западной и Центральной Европе в 16 веке, и были связаны с именем будущего протестантского пастора М. Лютера. В «95 тезисах» М. Лютер отказался от посредничества католического клира между Богом и человеком, а вопросы веры стали делом отдельного человека, а не общества в целом. Более того, уже в 20 веке известный социолог М. Вебер напишет в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма», что протестантизм стал основой для идеологии либерализма и экономического прогресса стран Европы.
В социоэкономической сфере Т. Мор в произведении «Утопия» и Т. Кампанелла в произведении «Город Солнца» детально рассуждали о наилучшем социально-экономическом изменении общества. Основными идеями обоих произведений являются следующие: отношения между людьми, а не отношения между человеком и Богом, отказ от социального и экономического неравенства, отказ от частной собственности, отказ от смертной казни, введение общественной системы социального и медицинского обеспечения. Основой общества должна быть семья, построенная на традиционных ценностях. С точки зрения политического устройства в «Утопии» рассматривается государство на демократических выборных принципах, а в «Городе Солнца» -- теократическое государство.
В политической сфере идеи известного государственного деятеля Н. Макиавелли в произведении «Государь» (или «Князь») и теоретика Ж. Боден в книге «Шесть книг о государстве» создали новое понимание политики. Они перестали рассматривать политику как проявление в обществе некоторых вселенских закономерностей, а начали рассматривать ее как самостоятельную деятельность отдельных людей. Они также создали теоретическую основу для независимой от церкви государственной светской власти. В итоге, идеи об отсутствии моральных ограничений в политике (Н. Макиавелли) и о суверенитете светской власти (Ж. Боден) создали основу для существования буржуазных государств Нового времени.
Важная философская основа для развития идей гуманизма в будущем (в идеях либерализма и рационализма) была заложена Ф. Бэконом в произведениях «Новая Атлантида» и «Новый Органон». До Ф. Бэкона существовала позиция о том, что рациональная деятельность человека должна подчиняться более высоким принципам – вере, авторитету. В традиционных обществах было четкое различие между индивидуальным разумом и сверхиндивидуальным – духом. Ф. Бэкон заявил о том, то человеческий разум, а не Боге, должен считаться главным критерием того, что является истинным и ложным, ценным и ничтожным, существующим и не существующим.
Для чего? Идеи гуманизма сначала в духовно-культурно, а затем и в остальных сферах жизни формировали новую цель существования человечества -- не достижение «царствия Божия», а благо человека. Эти идеи были в дальнейшем развиты в эпоху Просвещения в виде стремления создать образованное общество, способное развиваться, будучи полностью образованным, без ограничивающих свободу социальных институтов. Важно, что уже после окончания эпохи Возрождения и по окончании религиозных войн, в частности Тридцатилетней войны в середине 17 века, на основе идей гуманизма были сформулированы либеральные концепции экономике (в частности, свобода предпринимательства, рыночное равновесие) и в политике (в частности, правовое государство, гражданское общество, теория общественного договора).
Регулирование? Социальные отношения в эпоху Возрождения все еще во многом регулировались не правовыми, а религиозными нормами. При этом для некоторых сословий правовое регулирование начинает играть основную роль. Так, для аристократов Британии в 1215 году создается «Великая хартия вольностей», утверждавшая их права и привилегии. Во Флорентийской республике в 1293 году принимается прообраз конституции «Установления справедливости», по которой аристократы были отстранены от политического управления. Наконец, во многих городах Европы установилось магдебургское право – правовые нормы на основе устава города Магдебурга, регулирующие экономическую деятельность, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – (1) созидательный труд, а не спекуляции и (2) значимость педагога-учителя,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости и преемственности президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Почему важно? Мне представляется, что суть гуманизма должна проявляться в повышении благополучия во всех четырех сферах общественной жизни: экономической, социальной, духовно-культурной и политической. Повышение благополучия должно обеспечить как эволюционный успех общества, так и разумный комфорт отдельного человека. Для этого в нашем обществе в экономической сфере нужно преодолеть демографический кризис (стимулировать рождение второго и последующих детей, снизить смертность за счет существенного ограничения продажи крепкого алкоголя), в социальной – поддерживать многодетную семью и созидательный труд, а не спекуляции, в духовно-культурной сфере – проводить воспитание на основе светских, человекосберегающих ценностных ориентиров; в политической сфере -- разработать механизм сменяемости президентской власти и формировать восприятие государства как лаборатории сверхзадач.
Я убежден, что благополучие гуманизма не сводится к материальным благам; обязательно должен быть духовный прогресс человека как личности, а не только прогресс комфорта для индивида. В этом контексте прогрессивные технологии должны, несомненно, внедряться в обществе, но с учетом ограничений – морально-нравственной, исторической, культурной, этнической, конфессиональной специфики общества. Прообраз таких практик описан в романе «Час Быка» известного фантаста И. Ефремова в виде органа морального ограничения науки – «Центра Мирового Содружества». Вполне возможно, в будущем общества придут к необходимости таких органов для решения, как минимум, вопросов клонирования человека и создания искусственного интеллекта.
Я убежден, что благополучие гуманизма не сводится к материальным благам; обязательно должен быть духовный прогресс человека как личности, а не только прогресс комфорта для индивида. В этом контексте прогрессивные технологии должны, несомненно, внедряться в обществе, но с учетом ограничений – морально-нравственной, исторической, культурной, этнической, конфессиональной специфики общества. Прообраз таких практик описан в романе «Час Быка» известного фантаста И. Ефремова в виде органа морального ограничения науки – «Центра Мирового Содружества». Вполне возможно, в будущем общества придут к необходимости таких органов для решения, как минимум, вопросов клонирования человека и создания искусственного интеллекта.
3. С чем не путать
Идеи гуманизма следует отличать от концепции «трансгуманизма» -- право людей на приобретение новых неатропоморфных органов (жабр, перепонок, хвоста) либо право участвовать в генно-инженерных исследованиях по получению неантропоморфных свойств без любых морально-нравственных ограничений. Представляется, что социальная цель трансгуманизма -- отрицание природных качеств, свойств, идентичности человека: пола, важности формирования семьи, рождения детей. В итоге, ценностные установки трансгуманизма направлены не на развитие, а на регресс общества и вырождение человека.
4. История развития
В Античности (учреждение Олимпийских игр в 776 году до н. э. -- падение Рима в 476 году н.э.) основная роль в совершенствовании человека отводилась комплексу дисциплин: грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Эти дисциплины стали теоретической базой гуманизма эпохи Возрождения в культурной сфере и получили название «гуманитарные дисциплины». При этом под гуманизмом Античности, по мнению известного римского правоведа Цицерона, понималось воспитание и образование человека, формирование ответственной личности.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/1eb8fb85fbac90fce2961fe7ce06b547/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
