Темы

Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты


Вернуться назад


Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты

1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
  6. факторы/условия возникновения и существования;
  7. преимущества и недостатки;
  8. последствия
Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты являются разновидностями национальных отношений. Так, национальные (межнациональные или межэтнические) отношения -- это взаимодействия между (1) основными этническими общностями: этносами, народами, народностями, нациями, а также (2) их отдельными представителями во всех сферах жизни. Такие отношения влияют на этнокультурное и языковое многообразие и гражданское единство. В целом, национальные отношения можно разделить на (1) конструктивные/сотрудничество (например, русские и белорусы), (2) нейтральные (например, русские и итальянцы) и (3) конфликтные/враждебные (например, армяне и азербайджанцы).

Конструктивные национальные отношения внутри государства основываются на воспитании уважительного отношения к человекосберегающим ценностям, культурным и религиозным особенностям этносов и народов. На межличностном уровне это часто проявляется в межнациональных браках или дружбе. На законодательном и практическом уровне должна отсутствовать привилегированность или дискриминация в социальной, экономической и политической сфере. Наконец, воспитание разумного патриотизма и гражданственности, а не национализма и превосходства формирует ответственное отношение к своему государству и обществу.

Сотрудничество в рамках национальных отношений на межгосударственном уровне обычно выражается в заключении и реализации договоров о формировании единого экономического, социального и культурного пространства (например, в рамках ЕАЭС и БРИКС). Национальное сотрудничество в политической сфере может выражаться при формировании конфедеративных образований (например, Союзного государства России и Белоруссии) и военных союзов (например, ОДКБ). Важным составляющим позитивных и уважительных национальных отношений является отсутствие идеологии национализма в политике государств, деструктивной политической мифологии, территориальных претензий.

Функцию выстраивания сотрудничества берет на себя культура межнациональных отношений. Это по своей сути совокупность (1) знаний и умений, а также (2) адекватных поступков, межличностных контактов между представителей различных этнических общностей, позволяющих достигать взаимопонимания и исключать конфликтов. Высокая культура предполагает (1) уважительное отношение к конструктивным, человекосберегающим ценностям этнических общностей, (2) понимание баланса межнациональных интересов, (3) отсутствие во взаимоотношениях дискриминации, уничижения ценностей других этнических общностей и исключительности своих ценностей.

Межнациональный конфликт -- это форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны противостоят друг другу исходя из этнических различий (например, грузино-осетинский или армяно-азербайджанский конфликты). Межэтнические конфликты порождаются не существованием этносов, а политическими (наличие внутригосударственной конкуренции), социально-экономическими (отсутствием необходимых природных ресурсов), духовно-культурными (стремление разрушить мечеть Аль-Акса в Иерусалиме) условиями и обстоятельствами, в которых они живут и развиваются. Важными факторами возникновения конфликтов является деструктивная политическая мифология, культивирование идей превосходства, исключительности, идеи ущемленной национальной идентичности.

Наиболее вопиющими проявления этнических конфликтов являются национализм этнического большинства (народа или этноса, на основании языка и культуры которого была построена искусственная национальная идентичность) и национализм этнических меньшинств (которые стремятся создать свои нации, выделившись из состава существующего современного государства). С национализмом связано такое явление, как «этнические чистки». Под «этническими чистками» следует понимать беспричинную депортацию, вытеснение, изгнание или искусственное помещение в гетто или перемещение за пределы зоны политического контроля социокультурных групп, препятствующих реализации националистических проектов. Крайней формой этнических чисток является этноцид или геноцид, то есть физическое уничтожение людей на основании факта их социокультурной, религиозной и этнической принадлежности.

Применительно в России можно выделить четыре основные типа межэтнических конфликтов. Во-первых, конфликты между разными этносами, проживающими в непосредственной близости друг от друга и имеющими исторические споры (например, чеченцы и ингуши). Во-вторых, конфликты между коренными этносами России и мигрантами. В-третьих, конфликтные ситуации, в которых задействованы представители великороссов (великоросский национализм и шовинизм). В-четвертых, претензии со стороны этнических меньшинств к великороссам (сепаратизма, например, выступления в Башкирии в январе 2024 года).

Для предотвращения конфликтов на национальной почве важно обеспечивать социальное и экономическое равенство внутри государства. Так, государство, по мнению известного экономического географа Зубаревич Н.В., должно смягчать социальное неравенство, то есть обеспечивать равную доступность, прежде всего, к образованию, медицинскому обслуживанию, социальной мобильности в обществе, поощрять национально-культурные автономии этносов (предотвращая при этом сепаратизм). Во внешней политике крупные экономические проекты между государствами (например, российская АЭС «Аккую» в Турции, российско-китайский мост через Амур) способствуют стабилизации межгосударственных и национальных отношений.

Правовое регулирование национальных отношений в России основано на нормах Конституции РФ. Так, Конституция РФ защищает языки и культуру многонационального народа России (то есть народа, состоящего из различных этносов – статья 68*), а также предусматривает отсутствие этнической дискриминации (статья 19). Важным актом регулирования является «Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» («Стратегия нацполитики»), утвержденная указом Президента РФ. Наконец, этносы на территории РФ защищены от геноцида как внутренним уголовным законодательством, так и международной Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
  2. социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
  3. духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
  4. политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Я полагаю, что для стабильного существования и поступательного функционирования российского общества необходимо обучать детей и молодежь важности этно-культурных и национальных, а не только экономических отношений. На практике это должно проявляться в уважительном отношении к конструктивным традициям этнических общностей и в проведении политики примирения после конфликтов. Таким примером политики примирения может являться указ Президента РФ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития».

Я полностью согласен с пунктом 11.1 Стратегии нацполитики, в соответствии с которым национальные отношения в России должны быть направлены на формирование единой российской гражданской идентичности, основанной на сохранении русской культурной доминанты. Это не значит, что современное российское общество должно, например, полностью исповедовать православие, но оно должно объединяться вокруг единого культурного (цивилизационного) кода, который базируется на сохранении и развитии (1) русской культуры и языка, (2) исторического и культурного наследия всех народов России, (3) традиционных духовых ценностях. Для поддержания монолитности цивилизационного кода Россия должна приступить к активному созданию в странах бывшего СССР (прежде всего Средней и Центральной Азии) русских школ и филиалов российских высших учебных заведений, которые на месте могут обучать людей ценностным ориентирам, соответствующим российскому обществу. В дополнение, любые квазигосудрственные, зачастую деструктивные этнические общности, типа диаспор и землячеств, не признающие единый российский цивилизационный код, должны полностью запрещаться как экстремистские и поощряющие социальные конфликты в нашем обществе.
3. С чем не путать
Профилактику межнациональных конфликтов в России не следует основывать на концепции мультикультурализма (то есть политики сохранения и развития культурных различий, в том числе различных этнических групп). Основное заблуждение мультикультурализма состоит в идее о совместимости всех цивилизаций и культур. В России мультикультурализм пытаются обосновать ссылкой на то, что в нашей стране мирно живут вместе многие народы разных культур, цивилизаций, иногда на разной стадии экономического и социального развития. Однако такое мирное сожительство возможно в условиях численного и культурного преобладания (но не исключительности) русского этноса, доминанты русской культуры, объединяющих основ русского языка и традиционных ценностей. Мультикультурализм в виде толерантности к привнесённым (в том числе мигрантами) инородным духовно-нравственным ценностям — это опасность распада страны, социальных конфликтов или гражданской войны (как пример, ситуация в таких образцах мультикультурализма, как Бельгия и Швеция).

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/d41014ab6388ca2704c7c3a14a45abd5/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Социальная сфера