Вернуться назад
1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- без вводных абзацев;
- определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
- небытовая терминология;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- правовое регулирование в РФ
- факторы/условия возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Что это?Человеческое знание – это результат процесса познания человеком природы, культуры, общества и самого человека в виде сформированных убеждений, фактов, информации или навыков, которыми обладает человек или сообщество. В рамках социокультурного подхода знание -- это результат общественных и культурных норм и ценностей, который формируются через (1) общение с другими людьми, (2) обучение и (3) иные формы социального взаимодействия. Процесс получения знаний о природе, обществе, культуре и человеке называется познанием. Это активный процесс, основывающийся на взаимодействии различных когнитивных процессов: (1) понимании – как запоминании фактов, и (2) осознании – возможности использовать, осмысленно передать, предсказать области нового знания.
Источники знания -- это различные способы, с помощью которых мы получаем информацию и формируем наши убеждения. Источниками бытового знания может быть опыт и интуиция как способность понимать или осознавать что-то без явного логического рассуждения; научного – наблюдение, эксперимент, логические рассуждения; религиозного – откровения. Важным способом получения знания является обучение – системный процесс, направленный на освоение новых знаний и навыков. Обучение происходит в таких важных социальных институтах, как семья и школа, при этом методом обучения может быть как ссылка на авторитет обладателя знания (известного ученого – Ломоносова М.В. или философа – Зиновьева А.А.), так и дискуссии («метод Сократа»).
Знание может быть истинным и ложным. Объективно (абсолютно) истинное знание не зависит от человеческих представлений или суждений; субъективно (относительная) истинное -- связано с личным опытом, мнениями и убеждениями индивида, чувственным восприятием (эмоциональным интеллектом). При этом зачастую в обыденной жизни люди пользуются субъективно истинным знанием, которые формируют субъективную реальность – действительность.
Каждому основному виду познания: науке, религии и искусству, а также каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии соответствуют соответствующие виды знаний. Так, наука использует специфический рациональный метод познания, религия (вера) имеет специфический предмет познания – трансцендентное, а искусство воздействует, прежде всего, на чувства. Кроме того, существует житейское знание, которое базируется на здравом смысле и обыденном сознании; практическое -- основой которого является деятельность людей по реализации потребностей; личностное -- которое зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
Далее, научное знание делится на естественно-техническое и социально-гуманитарное. Предметом естественно-технического знания является (1) природа и (2) человек с биологической точки зрения, а предметом социально-гуманитарного -- (1) общество и (2) человек с точки зрения социальной и духовно-культурной. Разрозненное, несистематическое знание, которое находится в противоречии с существующей картиной мира, но используется для объяснения объективной реальности называют донаучным (например, мифологическое, религиозное знание). Отдельно выделяют антинаучное знание: (1) паранаучное, когда с помощью научного знания пытаются объяснить придуманные явления (например, духов, НЛО), и (2) лженаучное, сознательно искажающее представления о реальности (например, гомеопатические вещества).
Знание является единством чувственного и рационального познания реальности. Обычно выделяют два уровня познания – (1) чувственное (с помощью органов чувств) и (2) рациональное (осмысление и переработка полученного знания). Рациональное познание связано с (1) оценкой достоверности источников информации, (2) распознаванием логических ошибок, (3) изучением альтернативного мнение и (4) отбрасыванием субъективных, чувственных предубеждений. Чувственное же познание необходимо при изучении культуры и искусства, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств, воспринимаются им как соответствующие его действительности – субъективной реальности.
Для чего? Знания являются содержанием мировоззрения, то есть целостной системы (1) взглядов, оценок и представлений о мире (природе), обществе, культуре, а также (2) ценностей, идей и идеалов, которые циркулируют в обществе в целом и внутри отдельного человека. Мировоззрение влияют ощущения окружающей реальности и на практические действия человека в такой реальности. Ведь одни и те же факты и явления могут по-разному восприниматься в разной обстановке (так, в одних культурах белый цвет –признак радости, в других -- печали).
Знания – это базис для эволюционного развития и повышения благополучия любого общества. Знания способны повышать уровень благополучия во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, духовно-культурной и политической. При этом знания могут обладать неутилитарной целью, а быть направлены на удовлетворение такой потребности, как любопытство, или помогать искать ответы на фундаментальные вопросы о смысле существования, о трансцендентном начале.
Регулирование? Мне очевидно, что самыми эффективными социальными институтами, в рамках которых приобретается знание, являются семья, наука, система образования. В современном мире знания также активно получаются через массовую культуру (фильмы, ток-шоу, передачи ЛОМов). В связи с этим правовое регулирование науки и образования содержится в Конституции РФ, ФЗ «Об образовании в РФ» и ФЗ «О науке и научно-технической политике», СК РФ и ТК РФ. Правовое регулирование деструктивного знания в массовой культуре ограничивается, прежде всего, КоАП РФ.
Источники знания -- это различные способы, с помощью которых мы получаем информацию и формируем наши убеждения. Источниками бытового знания может быть опыт и интуиция как способность понимать или осознавать что-то без явного логического рассуждения; научного – наблюдение, эксперимент, логические рассуждения; религиозного – откровения. Важным способом получения знания является обучение – системный процесс, направленный на освоение новых знаний и навыков. Обучение происходит в таких важных социальных институтах, как семья и школа, при этом методом обучения может быть как ссылка на авторитет обладателя знания (известного ученого – Ломоносова М.В. или философа – Зиновьева А.А.), так и дискуссии («метод Сократа»).
Знание может быть истинным и ложным. Объективно (абсолютно) истинное знание не зависит от человеческих представлений или суждений; субъективно (относительная) истинное -- связано с личным опытом, мнениями и убеждениями индивида, чувственным восприятием (эмоциональным интеллектом). При этом зачастую в обыденной жизни люди пользуются субъективно истинным знанием, которые формируют субъективную реальность – действительность.
Каждому основному виду познания: науке, религии и искусству, а также каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии соответствуют соответствующие виды знаний. Так, наука использует специфический рациональный метод познания, религия (вера) имеет специфический предмет познания – трансцендентное, а искусство воздействует, прежде всего, на чувства. Кроме того, существует житейское знание, которое базируется на здравом смысле и обыденном сознании; практическое -- основой которого является деятельность людей по реализации потребностей; личностное -- которое зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
Далее, научное знание делится на естественно-техническое и социально-гуманитарное. Предметом естественно-технического знания является (1) природа и (2) человек с биологической точки зрения, а предметом социально-гуманитарного -- (1) общество и (2) человек с точки зрения социальной и духовно-культурной. Разрозненное, несистематическое знание, которое находится в противоречии с существующей картиной мира, но используется для объяснения объективной реальности называют донаучным (например, мифологическое, религиозное знание). Отдельно выделяют антинаучное знание: (1) паранаучное, когда с помощью научного знания пытаются объяснить придуманные явления (например, духов, НЛО), и (2) лженаучное, сознательно искажающее представления о реальности (например, гомеопатические вещества).
Знание является единством чувственного и рационального познания реальности. Обычно выделяют два уровня познания – (1) чувственное (с помощью органов чувств) и (2) рациональное (осмысление и переработка полученного знания). Рациональное познание связано с (1) оценкой достоверности источников информации, (2) распознаванием логических ошибок, (3) изучением альтернативного мнение и (4) отбрасыванием субъективных, чувственных предубеждений. Чувственное же познание необходимо при изучении культуры и искусства, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств, воспринимаются им как соответствующие его действительности – субъективной реальности.
Для чего? Знания являются содержанием мировоззрения, то есть целостной системы (1) взглядов, оценок и представлений о мире (природе), обществе, культуре, а также (2) ценностей, идей и идеалов, которые циркулируют в обществе в целом и внутри отдельного человека. Мировоззрение влияют ощущения окружающей реальности и на практические действия человека в такой реальности. Ведь одни и те же факты и явления могут по-разному восприниматься в разной обстановке (так, в одних культурах белый цвет –признак радости, в других -- печали).
Знания – это базис для эволюционного развития и повышения благополучия любого общества. Знания способны повышать уровень благополучия во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, духовно-культурной и политической. При этом знания могут обладать неутилитарной целью, а быть направлены на удовлетворение такой потребности, как любопытство, или помогать искать ответы на фундаментальные вопросы о смысле существования, о трансцендентном начале.
Регулирование? Мне очевидно, что самыми эффективными социальными институтами, в рамках которых приобретается знание, являются семья, наука, система образования. В современном мире знания также активно получаются через массовую культуру (фильмы, ток-шоу, передачи ЛОМов). В связи с этим правовое регулирование науки и образования содержится в Конституции РФ, ФЗ «Об образовании в РФ» и ФЗ «О науке и научно-технической политике», СК РФ и ТК РФ. Правовое регулирование деструктивного знания в массовой культуре ограничивается, прежде всего, КоАП РФ.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Почему важно? Я считаю, что системное распространение знания осуществляется, прежде всего, школой. В связи с этим наше государство и общество должны признать особую важность профессии учителя не как продавца услуг по обучению, а как педагога и воспитателя. Уважение к обычному педагогу-учителю как со стороны учеников, так и со стороны родителей должен быть такое же, как к известным педагогам Макаренко А.С. и Сухомлинскому В.А. Для достижения такой цели, кроме идеологической работы, необходимо сделать учителям достойные заработные платы, гарантированные не на региональном, а на федеральном уровне. Повышенное вознаграждение должно быть у сельских учителей.
В связи с указанным выше также считаю, что основной целью получения знаний в школе должно быть не только обучение, но воспитание личности, осознающей важность и практическую применимость человекосберегающих ценностей (таких как полноценная жизнь, ответственная свобода, стремление к счастью, служение Отечеству, крепкая семья, созидательный труд), важность государства и эволюционного, а не революционного развития общества. Такая личность должна быть способна равноценно удовлетворять материальные и духовные потребности. Для достижение этой цели необходима большая дисциплина в школе, большие полномочия директорам и учителям по влиянию на поведение детей, ответственность родителей за вызывающее поведение учеников.
Я четко осознаю, что научно-технический прогресс является основой экономического развития нашего общества. Именно поэтому в основной, общеобразовательной школе я исключил бы для естественно-технических дисциплин и минимизировал бы для социогуманитарных дисциплин религиозные концепции (типа, креационизма) как ненаучные. Такие концепции могут изучаться по окончании школы личностью, получившей основы рационального, критического мышления. А среднеобразовательная школа как раз закладывает основы обучения критическому, рациональному общественному сознанию, должна выступать ограничителем для антинаучного знания, предотвращая интеллектуальную деградацию общества.
В связи с указанным выше также считаю, что основной целью получения знаний в школе должно быть не только обучение, но воспитание личности, осознающей важность и практическую применимость человекосберегающих ценностей (таких как полноценная жизнь, ответственная свобода, стремление к счастью, служение Отечеству, крепкая семья, созидательный труд), важность государства и эволюционного, а не революционного развития общества. Такая личность должна быть способна равноценно удовлетворять материальные и духовные потребности. Для достижение этой цели необходима большая дисциплина в школе, большие полномочия директорам и учителям по влиянию на поведение детей, ответственность родителей за вызывающее поведение учеников.
Я четко осознаю, что научно-технический прогресс является основой экономического развития нашего общества. Именно поэтому в основной, общеобразовательной школе я исключил бы для естественно-технических дисциплин и минимизировал бы для социогуманитарных дисциплин религиозные концепции (типа, креационизма) как ненаучные. Такие концепции могут изучаться по окончании школы личностью, получившей основы рационального, критического мышления. А среднеобразовательная школа как раз закладывает основы обучения критическому, рациональному общественному сознанию, должна выступать ограничителем для антинаучного знания, предотвращая интеллектуальную деградацию общества.
3. С чем не следует путать
От знания следует отличать веру. Вера, особенно в религиозном контексте, основана на откровениях, то есть на ненаправленном процессе познания, когда полученное знание не было результатом длительного предшествующего интеллектуального поиска. Более того, критерием истинности веры (то есть знания из откровения) часто является не соответствие фактов объективной реальности, а авторитет источника полученных знаний.
4. История развития
С эпистемологической точки зрения (то есть с точки зрения науки о знании) сложились две концепции о познаваемости мира: гностицизм и агностицизм. Гностицизм предполагает, что мир принципиально познаваем (Ф. Бэкон, Г. Гегель, Р. Декарт, Г. Лейбниц). Агностицизм говорит о том, что мир принципиально не познаваем (Б. Рассел, А. Эйнштейн), поэтому возможно изучать трансцендентное знание (за пределом познаваемого человеческого мира).
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/c0b046b66310abd8000f91ee5c822b81/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
