Темы

Молодежная субкультура


Вернуться назад


1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Субкультура, также подкультура — это термин в социологии, обозначающий (1) часть культуры общества, отличающуюся своим поведением от преобладающего большинства, а также (2) социальные группы носителей этой культуры. Доминирующая в обществе культура – это совокупность социальных норм, социальных институтов как правил поведения, языка, ценностных ориентиров и мировоззрения, сложившихся в результате исторической эволюции общества. Субкультура отличается от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической, социальной и иных основах.

В 1950 году социолог Д. Рисмен вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих ценностные ориентиры, предпочитаемые меньшинством. По мнению Д. Хэбдиджа в книге «Субкультура: значение стиля», субкультуры привлекают людей со схожими интересами, которых не удовлетворяют общепринятые ценности и стандарты. Так, важным примером субкультур являются молодёжные субкультуры. Для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «неформальные объединения», отсюда -- «неформалы», а иногда для обозначения субкультурного сообщества используется жаргонное слово «тусовка».

Молодежь — это особая социальная группа, (1) не имеющая достаточных знаний и опыта в сферах общественной жизни, (2) отличающаяся возрастными рамками и (3) статусом в обществе: переходом от детства к взрослому состоянию, личной и социальной ответственности. Известное произведение Л.Н. Толстого «Детство, отрочество, юность» частично описывает такое состояние. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны: нижняя возрастная граница устанавливается в 14 – 16 лет, верхняя — между 25 и 35 годами. Так, в соответствии с ФЗ «О молодежной политике в РФ» нижняя граница для молодежи -- 14 лет, а верхняя – 35 лет.

Молодёжная субкультура — это объединение молодёжи на основе общего мировоззрения и ценностей, интересов и стиля жизни, отличающихся от общепринятых. Она может проявляться в музыкальных предпочтениях, моде, сленге, манерах поведения и даже в политических взглядах. Молодёжные субкультуры могут быть разными: от хиппи и панков до готов и эмо. Например, хиппи ценят свободу, любовь и мир, предпочитают яркие цвета в одежде и длинные волосы. Панки, напротив, отличаются бунтарским духом, любовью к чёрному цвету и кожаным вещам.

Молодежные субкультуры вырабатывают единый стиль одежды (образ), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для своих членов. Характерный образ и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» (представителей субкультуры) от посторонних людей – проводится идентификация. В этом проявляется сходство молодежных субкультур и традиционных народных культур. Поэтому методы изучения субкультур схожи: историко-лингвистический анализ, анализ предметов культуры и мифо-поэтический анализ.

Чаще всего субкультуры носят замкнутый характер, стремятся к изоляции от массовой культуры или противопоставлению ей. Входя в конфликт с основной культурой, субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие движения, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют «контркультурой». В молодёжных субкультурах характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности), что является одной из фаз самоопределения. Сами молодежные субкультуры аполитичны (например, традиционные скинхеды), но радикальные часть субкультуры (контркультура), могут связываться с радикальными политическими направлениями.

Причины возникновения молодежных субкультур в том, что для молодежи характерно (1) отсутствие сформированного мировоззрения, (2) восприимчивость к манипуляциям, особенно анархического содержания. Протест как острое ощущение несправедливости, помноженное на еще не укоренившееся новое знание, часто становится основой для радикальных протестов, в том числе против родителей – как описано, например, в «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Молодежь, постепенно формируя собственное мировоззрение и самоощущение, стремится к идентификации себя со сложившимися структурами – в музыке, спорте, просто группой друзей. Для конструктивной идентификации молодежь должна быть активно вовлечена в творчество, науку, волонтерство или спортом – что-то конструктивно значимое, иначе может привести к девиантному (наркомании и алкоголизма) и деструктивному поведению – участию в криминальных формированиях (например, гопники -- представители субкультуры в результате инфильтрации криминальной эстетики в рабочую среду), сектах.

Молодёжные субкультуры играют важную роль в формировании личности молодых людей. Они формируют (1) мировоззрение (целостную систему взглядов, оценок и представлений о мире (природе), обществе, культуре, формирующуюся на основе знаний и жизненного опыта) и (2) ценностные ориентиры (идеи и идеалы, которые циркулируют в обществе в целом и внутри отдельного человека, служащие для него ориентиром и помогающие ему принимать правильные решения). Субкультуры помогают молодежи выразить индивидуальность, найти единомышленников, идентифицировать себя в обществе. В целом, субкультуры помогают молодым людям быть услышанными родителями и окружающими людьми, создают условия, чтобы молодежь начали воспринимать взрослыми, равными членами общества.

В целом, субкультуры в виде молодежных объединений могут быть легальными и нелегальными, то есть формальными и неформальными. Формальные объединения либо могут регулироваться специальными законами, либо подпадать под регулирование ФЗ «О молодежной политике в РФ» и ФЗ «О российском движении детей и молодежи». Деятельность неформальных объединений, связанная с совершением преступлений или административных правонарушений, подлежит регулированию соответственно УК РФ и КоАП РФ.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
  2. социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
  3. духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
  4. политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Я считаю молодежные субкультуры – это производные от поиска молодежи (1) ценностей, ценностных ориентиров и (2) идентификации с социальными группами. Субкультуры появляются, когда у молодежи (1) отсутствуют внятные объяснения существующих ценностных ориентиров и (2) отсутствует навык и созданная государством и обществом инфраструктурная возможность проведения досуга. Проще говоря, молодежь не понимает, что значимо в жизни и почему и как проводить свободное время так, чтобы не было скучно.

В связи с указанным выше важно обучать молодежь использованию свободы в контексте традиционных духовных ценностей (жизнь, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, крепкая семья, созидательный труд, милосердие). Необходимо объяснять, что именно эти ценности (которые формируются на уроках литературы, истории и обществознания) помогут молодежи (не обладающей достаточными опытом и знаниями) принимать конструктивные человекосберегающие решения в ситуациях, когда у них нет заранее сформированной модели поведения. Более того, для конструктивного досуга государство и общество должны создавать финансовые и инфраструктурные условий для самореализации молодежи – в образовании, науке, творчестве, спорте, при осуществлении физического или интеллектуального труда и отдыха.

Молодежь, в свою очередь, должна понимать -- государство и общество рассчитывают, что молодежь наследует, сохранит и преумножит достигнутый уровень развития, созданную культуру, цивилизацию, позитивные традиции и ценностные ориентиры. Общество также рассчитывает, что молодежь не просто воспроизведет следующее поколение (детей), но, используя накопленные знания и опыт предыдущим поколениями, будет совершенствовать социальную структуру так, что общество эволюционно сохранится на поколения вперед. Молодежь должна становиться новой национальной элитой. Необходимо четко осознавать, как указывал первый премьер-министр независимой Индии Дж. Неру: «Нет больших врагов собственного народа, чем воспитанная колонизаторами интеллигенция».
3. С чем не путать
Молодежные культуры отличаются от простого фанатства, или фэндома, то есть сообщества поклонников определённого предмета, писателя, исполнителя. Фэндом может иметь определённые черты единой культуры: сленг, свои издания и сайты. Однако большинство фэндомов и хобби не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса. В отличие от субкультур фэндомы не формируют новых ценностных ориентиров и специфичного мировоззрения.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/c4692ea00345a7666e3c5d5595dd850a/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
2024-09-27 11:56 Занятия: блок «Социальная сфера