Темы

Свобода и ответственность: взаимосвязь понятий


Вернуться назад


1.Общее – простые факты из ЕГЭ:
основа:
  1. определение;
  2. объективное или субъективное понимание;
  3. источник правоотношения;
  4. структура: субъект и объект;
  5. содержание: субъективные прав и юридические обязанности;
  6. предмет и метод регулирования;
  7. норма, институт, подотрасль, отрасль;
  8. источник права.
Свобода – это состояние субъекта, в котором он (его воля), а не какие-либо иные факторы и условия, является причиной своих действий. Так, по определению Б. Спинозы, свобода -- это познанная (посредством разума) необходимость. Другой известный философ И. Кант определял свободу как независимость действий от принуждения чувственности, то есть как способность человека самостоятельно совершать действия без какого-либо принуждения, даже со стороны своих чувств.

Традиционно выделяют три вида свободы: (1) позитивную, (2) негативную и (3) свободу от доминирования. Позитивная свобода (свобода «за») характеризуется как возможность и наличие ресурсов для реализации своего собственного потенциала. Так, Дж. Милль в работе «О свободе» указал: «Людям следует предоставить делать все, что они хотят, при условии, что они не причиняют вреда другим». Представителем концепции негативной свободы (свободы «от») является И. Берлин. В книге «Две концепции свободы» он показал, что свобода в негативном смысле предполагает ответ на вопрос: «Какова область, в пределах которой субъекту — лицу или группе лиц — предоставляется или должно быть предоставлено делать или быть тем, что он способен делать или кем быть, без вмешательства других лиц»?

В отличии от И. Берлина, философ Ф. Петтит считал, что свобода от невмешательства не является реальной свободой. Он полагал, что между людьми слишком много взаимодействий, что не позволяет сформировать пространство частного невмешательства. Фактически Ф. Петтит указывал на то, что на практике свобода всегда будет претерпевать вмешательство третьих лиц. Поэтому он утверждал, что существует свобода от доминирования одним субъектом над другим.

Можно выделять (1) индивидуальную свобода и (2) коллективную свободу. Так, современные вызовы (ограничение свободы при пандемии, ограничение потребления при климатическом кризисе) требуют от обществ построения «коллективных проектов», приоритета прав и свобод коллективов (общества) над свободами индивидов. Далее, традиционно выделяют внутреннюю свободу человека как отражение глубокого мировоззрения и высокой духовности – приоритета духовных потребностей над материальными. Внешняя же свобода определяется как уменьшение зависимости от условий ограничения физических и психологических способностей человека.

На идеях свободы основано такая общественно-политическая идеология, как либерализм. Сутью либерализма (Дж. Локк, Т. Гоббс, М. Фридман) были и остаются правовое равенство граждан, максимальная защита права и свобод граждан, критическое отношение к государству, минимальное государственное регулирование экономики, максимальная открытость рынков. Существенной проблемой любой версии либерализма является системно поддержание и оправдание экономического и социального неравенства в обществе. Либерализм, по мнению известного критика либерализма М. Сэндела («Либерализм и пределы справедливости»), предполагает, что видимость равенства основана на свободном выборе, что в условиях манипуляций в современном обществе является обманом.

С функциональной точки зрения свобода сама по себе является фундаментальной ценностью, придающей смысл человеческой жизни, стимулирующей конструктивную деятельность. Так, в известном произведении И.В. Гете «Фауст» говорится: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идёт на бой!» Свобода также является предпосылкой удовлетворения всех видов потребностей – витальных, социальных и саморазвития.

В контексте социальной сферы жизни общества свобода особенно сильно взаимосвязана с ответственностью. В такой связи ответственность должна восприниматься как внутренний ограничитель и забота -- о семье, обществе, природе, окружающей культуре и инфраструктуре. Взаимосвязь и единство свободы и ответственности проявляются, таким образом, в деятельности не просто человека, а личности – то есть обладающего необходимыми социальными качествами индивида. Личность в обществе не сможет бездумно и эгоистично осуществлять свои свободы (такое гедонистическое поведение исповедуют либертарианцы – последователи либерализма, не учитывающие моральные нормы). Свобода воли личности всегда имеет внутренний ограничитель, прежде всего, за счет целостного мировоззрения и ценностных ориентиров – как неформальных социальных институтов (начиная от осознания неэтичности распития крепких спиртных напитков до вывода капитала из страны).

Свобода – это не только «благо», но и «бремя» личности -- то есть необходимость делать выбор, осуществлять ответственные, конструктивные, социально значимые действия. Многие люди в силу незрелости личности, осуществляют «бегство от свободы» -- в состоянии страха перед свободой люди используют бессознательные механизмы защиты и перекладывают право принятия решений на третьи лица. В итоге это может приводить к тоталитаризму в обществах -- как описал психолог Э. Фромм в книге «Бегство от свободы».
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я полагаю, что свободу и ответственность нужно понимать через призму ценностных ориентиров. В таком понимании свобода должна рассматриваться не как либертарианская свобода – произвол или анархия, а как осознанное и ответственное действие личностей – состоявшихся членов общества. Для свободных личностей характерно брать на себя ответственность, например, формировать многодетную семью. Более того, состоявшиеся личности могут ответственно подходить к разумному удовлетворению как своих материальных, так и духовных потребностей.

Важно обучать детей и молодежь использованию свободы в контексте традиционных духовных ценностей (жизнь, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, крепкая семья, созидательный труд, милосердие), разъясняя их практическую значимость – как условий безопасности нашего общества и формирования комфортной окружающей среды. Так, традиционные для России религиозные конфессии могли бы участвовать в обучении традиционным духовным ценностям, но не вторгаться в предметы естественно-научного знания (прежде всего, физику и биологию), которые необходимы для научно-технического прогресса нашего общества. Именно непонимание иерархии ценностей, продвижение деструктивных для общества идей «мифической свободы» оставили в памяти многих людей Сахарова А.Д. и Солженицына А.И. (последнего Шолохов М.А. даже назвал «литературным власовцем») не в качестве достойного физика и писателя, а в качестве бездумных и опасных «политиканов», которые способствовали разрушению СССР.
3. Примеры из практики
Требование к единству и взаимосвязи свободы и ответственности личности особенно сильно проявляется для деятелей культуры – писателей, режиссеров сценаристов. Дело в том, что произведения массовой культуры воздействуют на большие социальные группы, формируют ценностные ориентиры и, в итоге, определяют поведение в обществе. Так, фильм «Слово пацана» вместо осмысления негатива девяностых может рассматриваться подростками как пример деструктивного, девиантного поведения. В таких ситуациях у деятелей культуры должна включаться самоцензура, внутренняя ответственность – оценка того, несет ли их произведение позитивный посыл, или оно может подтолкнуть к преступлениям и социальным конфликтам.
4. С чем не стоит путать
Требование к единству и взаимосвязи свободы и ответственности личности особенно сильно проявляется для деятелей культуры – писателей, режиссеров сценаристов. Дело в том, что произведения массовой культуры воздействуют на большие социальные группы, формируют ценностные ориентиры и, в итоге, определяют поведение в обществе. Так, фильм «Слово пацана» вместо осмысления негатива девяностых может рассматриваться подростками как пример деструктивного, девиантного поведения. В таких ситуациях у деятелей культуры должна включаться самоцензура, внутренняя ответственность – оценка того, несет ли их произведение позитивный посыл, или оно может подтолкнуть к преступлениям и социальным конфликтам.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/3b76e4a9292ba51a27a17cf13d7295e1/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Разбор эссе прошлых лет