Темы

Особенности мифологического сознания


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Сознание человека, в целом, (1) является высшей формой отражения окружающей реальности, (2) определяет цели и мотивы деятельности, (3) свойственна общественно развитому человеку и (4) связана с речью. Более общо сознание в настоящее время определяет русский философ, изучающий сознание, Дубровский Д.И.: сознание – субъективная реальность. Современный философский и естественно-научный подход к сознанию больше опирается на работу Т. Нагель «Каково быть летучей мышью?» В ней говорится о том, что «…некий организм впадает в сознательное состояние только тогда, когда быть этим организмом на что-то похоже – для него самого».

Мифологическое сознание – это форма человеческого сознания, которая характеризуется использованием мифов, легенд, символов и образов для объяснения явлений окружающей реальности. Это доцивилизационная форма мышления, которая присуща различным культурам и этническим общностям, в особенности в периоды, когда научные знания и философские представления еще не были развиты. Первоначально мифологическое сознание возникло как попытка людей объяснить мир и своё место в нём. Мифы и легенды, которые передавались поколениями, формировали не только представление о мире, но и для передавали нормы морали, обычаи и традиции, духовные ценности общества.

Термин «мифологическое сознание» начали использовать известный психиатр К. Юнг и А.Ф. Лосев в работе «Диалектика мифа». Так, К. Юнг утверждал, что мифологическое сознание отражает коллективные архетипы и символы, которые существуют в бессознательном всех людей. Он считал, что мифы и мифологические образы играют важную роль в эволюции человеческого мышления и культуры, а также в формировании личности. В свою очередь А.Ф. Лосев тоже рассматривал мифы как архетипические символы, которые формируют культурное наследие, этническую, социальную, религиозную и иные идентичности.

Предметом мифологического сознание является миф – «дополненная реальность», особый вид нарратива или рассказа, который содержит символические образы и представления о мире, богах и героях, происхождении государства, права, общества, этноса, гендера. В отличие от сказки миф связан и переплетен с реальностью, сказка же – это опосредованный образ, идеальная модель, содержащая вечные ценности. События сказки совершаются как бы вне времени и пространства, а события мифа происходят в окружающей людей реальности.

Главным объектом мифологического познания является символ, через призму которого происходит осмысление всего многообразия мира. Все мировоззрение и ценностные ориентиры объясняются через их сведение к символу из мифа. Субъекты и объекты реальности возникают из мифологического символа как следствия и могут быть заменены или даже меняться местами (так, во многих первобытных племенах молодой человек считался мужчиной только после процедуры инициации; в современных обществах с мифологическим сознанием людьми могут считаться только символически «свои» -- смотри, например, отношение израильтян к палестинцам).

С точки зрения видов существуют религиозные мифы, которые описывают происхождение богов, космоса, человечества и других метафизических вопросов. Героические мифы, рассказывают о похождении героев и важны для этнической идентичности (так, миф об Энее формировал римскую идентичность). Этиологические мифы о создании мира объясняют происхождение мира в целом и различные природные явления. Наконец, важными видами являются социальные и политические мифы, которые часто используют для укрепления социального и политического единства общества. Они могут быть использованы для мобилизации народов в периоды кризиса, для поддержания социального порядка и контроля над массами, а также для формирования общественных ценностей и норм.

Особенности мифологического сознания проявляются в символизме, когда человек интерпретирует мир через символы и аллегории, которые обладают глубокими эмоциональными и культурными значениями. Далее, мифологическое сознание является во много проявление эмоционального интеллекта, так как мифы связываются не с разумом, а с чувствами возвышенности, благоговения, страха или восхищения. Функциональная повествовательность (нарративность) и коллективность мифологического сознания определяют последовательность и поколенческую общность, стремление воспроизвести поколенческую идентичность.

Мифологическое сознание воспринимает окружающую реальность как поле действия антропоморфных сил. Сам термин антропоморфизм означает такой способ мировосприятия, согласно которому предметы природы, небесные тела, животные и мифические существа наделяются психическими свойствами и даже обликом человека. Мифология и мифологическое сознание также отличаются синкретизмом, то есть слитностью и нерасчлененностью входящих в них компонентов. Мифическое сознание зачастую создает новое мировоззрение, сочетая реальное и иллюзорное, действительное и желаемое, естественное и сверхъестественное.

Одним из ключевых факторов формирования мифологического сознания является человеческая потребность в объяснении того, что не может быть понято с помощью рационального мышления или научных объяснений. Мифы предлагают простые и наглядные ответы на сложные вопросы о происхождении мира, природных явлениях, человеческих отношениях, государстве, праве, обществе. Мифы выражаются в символах и образах, которые обладают глубокими эмоциональными и культурными коннотациями, что делает их особенно привлекательными для человеческого сознания.

Мифы передаются из поколения в поколение через устное наследие, литературу, религию и другие культурные формы. Таким образом, они становятся частью культурного кода и идентичности общества, предоставляют человеку чувство связи с чем-то большим и более глубоким, чем его собственная индивидуальность. Наконец, мифологическое сознание обеспечивает социальную стабильность, укрепляет социальные связи, формирует ценностные ориентиры и культурные и этнические идентичности.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я полагаю, что миф о социальной действительности или о прошлом постоянно присутствует в человеческом мире, создавая формы идентичности и единство общества. Обладающие мифологическим сознанием общества склонны верить не в объективно существующую реальность, а в ту, которая сконструирована для них средствами массовой информации, речами политиков. Такая сконструированная реальность, к сожалению, позволяет манипулировать обществом – пример, мифологическое прошлое современной Украины (где в виде мифа насаждается идея национального и языкового превосходства и реваншизма). В целом, очень опасно, когда сконструированный миф нацеливает общество на деструктивную деятельность – социальные конфликты, войны, ненависть к иным этническим или национальным общностям.

В контексте мифологического сознания важно обучатьдетей и молодежь использованию свободы, в связи с которой на практике формируется либеральный миф. Дело в том, что мифическая свобода в экономической, социальной, духовно-культурной и политической сфере никогда не существовала. Всегда существовали внутренние и внешние ограничители свободы, такие как духовные ценности (жизнь, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, крепкая семья, созидательный труд, милосердие). Без таких ограничителей свобода быстро приводит к деструктивным идеям «расчеловечивания» и концепции «недочеловека», или «унтерменшн», -- в книгах Л. Стоддарда и А. Розенберга «Миф ХХ столетия». В качестве современного примера – идея «исключительности» американской нации является столь же деструктивным мифом – американские граждане считаются лучше других по самому факту своего рождения, поэтому должны иметь преимущественное право на руководство миром.
3. С чем не следует путать
Мифологическое сознание, в отличие от рационального сознания, зачастую ставит вопросы, а не стремится найти вопросы на них. Мифологическое сознание предполагает восприятие действительности в чувственных образах, символах, с минимальным осознанием причинно-следственных связей и достижения наиболее оптимального результата. Далее, в отличие от религиозного сознания мифологическое не исключает возможности опытной проверки. Оно существенно более утилитарно, чем религиозное сознание, где важна сама по себе вера в существование сверхъестественных сил.

Магическое сознание предполагает убежденность в возможности влияния на реальность посредством символических действий или мыслей. У человека с магическим сознанием есть убежденность в том, что всё, что он творит магическим путём, должно произойти только потому, что он этого хочет. В таком понимании магическое сознание является существенно более примитивным, чем мифологическое сознание.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/cda92676472fee3b3aeb15cd8a91e27c/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
2024-04-10 10:42 Разбор эссе прошлых лет