Темы

Молодежь в современном обществе


Вернуться назад


1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Молодежь — это особая социальная группа, (1) не имеющая достаточных знаний и опыта в сферах общественной жизни, (2) отличающаяся возрастными рамками и (3) статусом в обществе: переходом от детства к взрослому состоянию, личной и социальной ответственности. Известное произведение Л.Н. Толстого «Детство, отрочество, юность» частично описывает такое состояние. В целом, основаниями для выделения молодёжи в отдельную группу являются: (1) возраст, (2) социальный статус, (3) ролевые функции. По возрастным интервалам и социальному статусу внутри интервала можно выделить следующие категории молодежи: (1) подростов до 18 лет (дети), (2) молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет (студенты или молодые работники, получившие независимость от родителей дети) и (3) молодых взрослых от 24 до 35 лет (независимые полноценные члены общества).

В рамках экономической сферы общественной жизни молодежь проявляет свою инициативность, предпринимательскую способность, помноженную на физиологическую выносливость. Молодёжь прогрессивна, являются движущей силой для изменений и инноваций, внедрения новых технологий. В социальной сфере молодежь проявляет повышенную мобильность, связанную с быстро меняющимися социальными ролями – ученик, ребенок, студент, работник, член молодой семьи, молодой родитель. В рамках трудовых отношений молодые люди становятся молодыми специалистами, активно набирающими опыт и специальные знания.

В культурно-духовной сфере для молодежи характерно (1) отсутствие сформированного мировоззрения, (2) восприимчивость к манипуляциям, особенно анархического содержания, направленных против государственной власти. Конечно, молодёжь как особая возрастная и социальная группа всегда по-своему воспринимает ценности культуры, что порождало в разные времена молодёжный сленг и эпатирующие формы субкультуры. В политической сфере жизни молодежь проявляет, как правило, неполное включение в отношения. Молодежь – в силу протеста и просто приоритета иных задач – к политике проявляется индифферентность.

Роль и функции молодежи в обществе определяются ответом на следующий вопрос: что нужно молодежи от государства и общества. Конечно, для молодежи важно быть услышанными родителями и окружающими людьми, важно, чтобы их начали воспринимать взрослыми, равными членами общества. При этом государство и общество рассчитывают, что молодежь наследует, сохранит и преумножит достигнутый уровень развития общества и государства, созданную культуру, цивилизацию, ценностные ориентиры. Общество также рассчитывает, что молодежь не просто воспроизведет следующее поколение (детей), но, используя накопленные знания и опыт предыдущим поколениями, будет совершенствовать социальную структуру так, что общество эволюционно сохранится на поколения вперед.

Современное западноцентричное общество (Россия еще, во многом, именно такое общество) называют обществом постмодерна (то есть общество «Новейшего времени»), постгероическим, обществом либеральных ценностей. Общество постмодерна продолжает в основных чертах реализовывать программу Нового времени и эпохи Просвещения, стремясь предельно освободить человека от давления традиции и ее пережитков, предоставив ему полную свободу от запретов и табу, властной иерархии, в том числе государства. Такое общество стремится сделать человека максимально космополитичным, не желающим защищать какую-либо свою идентичность – этническую, национальную, гражданскую, культурную.

В условиях жестко навязываемых личных свобод в современном обществе для молодых людей приоритеты смещаются в сторону достижения материальных благ и особого положения в социуме. Многие молодые женщины ставят в приоритет построение собственной карьеры, а не семьи, не хотят жертвовать своим временем и уходить в декретный отпуск для ухода за ребенком. Молодежь в современных семьях вырастает без четкого понимания, что конструктивные ценностные ориентиры выступают в качестве неформальных институтов, которые помогают принимать правильные решения в ситуации отсутствия заранее сформированной модели поведения. Такими духовно-нравственными целями могут быть предусмотренные указом Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (1) жизнь, (2) патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, (3) крепкая семья, (4) созидательный труд, (5) приоритет духовного над материальным.

Во многих современных семьях утрачивается связь молодежи с представителями своего рода, теряется связь поколений, формируется непонимание значимости исторической памяти. Дело в том, что многие семьи, в которых взрослеет современная молодежь, являются нуклеарными, то есть состоят из мужа, жены и детей. Еще сравнительно недавно под одной крышей могли проживать несколько поколений сразу, что позитивно влияло на обмен опытом между бабушками и дедушками и внуками. Молодежь, таким образом, во много утрачивает свою этническую, национальную, культурную идентичность, люди становится более восприимчивой к концепциям мультикультурализма и космополитизма, что делает общество менее единым и более фрагментарным.

Из-за виртуализации общения в мессенджерах, использования современной техники с начальным проявлением искусственного интеллекта молодежь становится менее человечной, им становятся менее понятными нормы стандартной морали и нравственности, молодежь проявляет меньше человеческого сочувствия. В целом, у молодежи современного обществе можно проследить утрату ценности брака. Молодые люди, обладая высокой степенью инфантилизма и преувеличенной ценностью личной свободы, теряют понимание традиционных ценностей, не ощущают по мере взросления степени ответственности за семью, общество и государство в целом. Основной моделью поведения для молодых семей являются отношения, сформированные на идеях гедонизма, когда удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, и модели чайлд-фри (жизни без детей).

В целом, основу правового регулирования деятельности молодежи составляют ФЗ «О молодежной политике в РФ» и ФЗ «О российском движении детей и молодежи». ТК РФ защищает молодежь от дискриминации на рынке труда, предусматривает равные возможности для трудоустройства и профессионального роста, устанавливает до достижения 18 лет льготные условия труда. ГК РФ устанавливает частичную дееспособность с 14 до 18 лет и специальные условия достижения полной дееспособности (вступление в брак и эмансипация) до достижения 18 лет. Наконец, УК РФ и КоАП РФ устанавливают возрастные условия для привлечения к ответственности -- по общему правилу с 16 лет.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
  2. социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
  3. духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
  4. политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Я считаю важным разъяснять нашей молодежи (особенно, специализирующейся на естественно-научных направлениях) важность духовно-нравственных ценностей как неформальных социальных институтов. Именно эти ценности помогут молодежи (не обладающей достаточными опытом и знаниями) принимать конструктивные человекосберегающие решения в ситуациях, когда у них нет заранее сформированной модели поведения. Эти конструктивные ценности и ориентиры на практике помогут им решать сложные моральные дилеммы (например, сложные этические вопросы в научной сфере), избегать собственного радикализма и внешних информационных манипуляций. Именно нравственные ориентиры помогут молодежи найти свою идентичность – национальную, профессиональную, политическую, религиозную, культурную, не сводя при этом с ума, как в тоталитарно-либеральном обществе, навязанным выбором гендера.

Важно также обучать молодежь использованию свободы в контексте традиционных духовных ценностей (жизнь, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, крепкая семья, созидательный труд, милосердие). Дело в том, что именно непонимание иерархии ценностей, продвижение деструктивных для общества идей «мифической свободы», агрессивного либертарианства создают из молодежи деструктивную интеллигенцию – как Сахарова А.Д. и Солженицына А.И. (последнего Шолохов М.А. даже назвал «литературным власовцем»), которые способствуют разрушению собственного государства и общества. Необходимо четко осознавать, как указывал первый премьер-министр независимой Индии Дж. Неру: «Нет больших врагов собственного народа, чем воспитанная колонизаторами интеллигенция». Следование в течение жизни традиционным духовным ценностям поможет избежать социальных конфликтов и построить комфортную окружающую среду.
3. С чем не путать
С социальной точки зрения молодежи противостоит такая группа как «пожилые люди» и «пенсионеры». Пенсионеры, по сути, люди, которые своим физическим и интеллектуальным трудом, налогами обеспечили возможность материального и духовного развития и становления молодежи. Очевидно, что молодежь – трудоспособное поколение – должно, в свою, очередь обеспечить старость нетрудоспособной части населения – пенсионеров. В этом проявляется не только социальная справедливость, но внутренняя ответственность и благодарность, наконец, просто человечность.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/83b803c8ae7d3f2ded9d6efcb4de39f3/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
2024-09-27 11:29 Занятия: блок «Социальная сфера