Темы

Политические лидеры


Вернуться назад


1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. без вводных абзацев;
  2. определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
  3. небытовая терминология;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции и цели – для чего нужно явление;
  6. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Что это? Политическое лидерство, по мнению Соловьева А.И., сформулированному в учебнике «Введение в политологию», это политический институт, содержание которого заключается в постоянном приоритетном и легитимном влиянии одного или нескольких лиц, обладающих политической властью, на все общество. В структуре лидерства обычно выделяют три главных компонента: (1) индивидуальные черты лидера; (2) ресурсы лидера; (3) ситуацию, в которой он действует и которая оказывает на него влияние. Политическим лидером при этом считается человек, член политической организации или общества в целом, играющий ведущую роль в политическом процессе в обществе.

Важными характеристиками политического лидера является то, то он входит в состав политической элиты, направляет работу общества, принимает основные решения. Как правило, политический лидер обладает развитым интеллектом; умением чувствовать и анализировать политическую ситуацию; харизмой; популярностью; ораторскими способностями; умением организовывать и вести за собой людей; ответственностью за свои слова и поступки; четкой политической программой. При этом политический лидер обычно пользуется пропагандой, СМИ, создает свой публичный образ с помощью специалистов-помощников: авторов речей, аналитиков, имиджмейкеров. Он готов манипулировать обществом, влияя на эмоциональный интеллект, чтобы увеличивать число сторонников.

По критерию способа легитимации власти, предложенному известным социологом М. Вебером, выделяют (1) традиционных, (2) рационально-легальных и (3) харизматических лидеров. Традиционными (Николай II) лидерами являются вожди племен, монархи, авторитет которых основан на обычае, традиции; рационально-легальными (Ельцин Б.Н.), или рутинными являются, лидеры, избранные по законным процедурам; и харизматическими (Ленин В.И.) являются лидеры, которые могут прийти к власти вне законных процедур, а благодаря поддержки их выдающихся качеств обществом. Далее, по стилю правления лидеров можно разделить на демагогов (популистов), служителей, знаменосцев, пожарных, торговцев. Так, демагоги (популисты) заявляют о решении сложных вопросов без действующих механизмов решения (президент Аргентины Х. Милей); служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих избирателей (бывший канцлер Германии О. Шольц); знаменосца отличает собственное видение действительности, идеал, «мечта» (Петр I); для торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, «купить» эти идеи (президент США Д. Трамп); пожарный способен быстро принимать невыгодные для себя, но необходимые для общества решения (Столыпин П.А.)

Политических лидеров можно разделить на (1) обычных («реальных») и (2) великих (как великих «героев», так и великих «злодеев»). Реальные лидеры не оставляют заметного личного следа в истории (Медведев Д.А.), а лидеры-герои (злодеи), имеют собственное видение политики и пытаются осуществить в ней свои замыслы (Путин В.В.) Далее, в зависимости от отношения руководителя и подчиненных выделяют демократических, авторитарных и тоталитарных лидеров. Демократические лидеры часто используют процедуры коллегиального принятия решений; авторитарные – чаще единолично, а не коллегиально, принимают решения, но при этом решения всегда в рамках закона; тоталитарные лидеры большинство решений принимают единолично, при этом при принятии решений они не связаны рамками закона.

Также важно, что по критерию цели и влияния на общество выделяют (1) революционных лидеров (Кастро Ф.), стремящихся к кардинальным и одномоментным преобразованиям всех сфер жизнедеятельности общества; (2) реформаторских лидеров, стремящихся к постепенным преобразованиям одной сферы жизни (Путин В.В.), и (3) консервативных лидеров, стремящихся сохранить существующий образ жизни общества (Брежнев Л.И.) Далее, в зависимости от модели поведения выделяют (1) лидеров-теоретиков, влияющих на общество с помощью логики и критического мышления (Ленин В.И.), (2) лидеров-организаторов, основным методом работы является работа с кадрами, делегирование заданий (Петр I), (3) лидеров-агитаторов, использующих преимущественно популизм и механизмы манипуляции для влияния на обществе (Д. Трамп). В зависимости от характера деятельности политические лидеры могут осуществлять (1) ситуационное (осуществляемое при определенных условиях) и (2) универсальное (осуществляемое на регулярной основе) управление.

Наконец, в зависимости от институциональности выделяют (1) неформальных лидеров (не занимающих официальных должностей -- инфлюенсеров, лидеров общественного мнения) и (2) формальных лидеров (занимающих официальные должности – Путин В.В.) В зависимости от работы с политической программой выделяют (1) лидеров-исполнителей (реализуют анонсированную программу) и (2) лидеров-творцов (самостоятельно разрабатывающих программу). Наконец, по масштабу влияния выделяют лидерство социальных слоев, лидерство классов, регионарных и общенациональных политических лидеров.

Для чего? Основная функция политических лидеров заключается в организации всего общества для достижения поставленных целей развития. В развитие этих функций выступает ориентационная функция лидера, которая заключается в определении целей развития общества – традиционные ценности или тоталитарное либертарианство, справедливое неравенство или исключительно рыночные отношения. Указанные выше функции связаны с мобилизационной функцией, которая позволяет лидеру объединять большую (или как минимум, активную, пассионарную) часть общества вокруг общих целей и ценностей. В этом же ключе интеграционная функция позволяет лидеру распределять имеющие в обществе ресурсы для достижения целей развития.

Важно, что политические лидеры осуществляют социальный арбитраж и патронаж – стремятся предотвратить конфликты и учесть интересы разных групп элиты, социальных групп по вопросам сфер жизни: экономической, социальной, духовно-культурной, политической. Для обеспечения указанной функции лидеры осуществляют коммуникативную функцию -- контактируют с разными слоями, например, в рамках «Прямых линий». Наконец, зачастую политические лидеры выполняют функцию гаранта законности – обеспечивают соблюдение прав и свобод, предусмотренных конституциями и иными законами.

Регулирование? Основным политическим лидером в России является Президент РФ. Нормативно-правовую основу выборов и требований к кандидатам в Президенты РФ составляют Конституция РФ и ФЗ «О выборах Президента РФ», которые устанавливают возрастной ценз (не менее 35 лет) и ценз оседлости (10 лет). Президент РФ избирается на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
  2. социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
  3. духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
  4. политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Почему важно? Я считаю, что в России принципиально важной задачей является выработка исторически и культурно приемлемого для нашего общества механизма сменяемости и преемственности Президента РФ – как политического лидера. Сменяемость Президента РФ, периодическая ротация личностей, занимающих должность Президента РФ, предотвратит зашоренность, ограниченность и догматичность (например, в сфере экономики) по вопросам управления государством. Механизм преемственности президентской власти между новым и сменяемым президентом, а также между новой и старой политической элитой поможет избежать социальных конфликтов и напряженности на уровне элит, предотвратит мятежи и гражданские войны.

Видится, что для выработки механизма сменяемости и преемственности президентской власти было бы разумным на экспертном уровне инициировать не просто обсуждение возможных изменений в избирательной системе, а вопроса, должен ли Президент РФ с учетом сформированного конституционного обычая готовить и поддерживать на выборах претендента из, например, Правительства РФ или иных высших государственных должностей. Такой механизм представляется возможным и исторически приемлемым, в том числе из-за отсутствия традиции политического плюрализма, наработанной привычки системной передачи власти и выстраивания бесконфликтных отношений между политическими элитами. Отсутствие такой традиции следует, как раз, компенсировать выработанным и законодательно оформленным конституционным обычаем сменяемости и преемственности президентской власти.

Я также полагаю, что потенциальные политические лидеры из представителей российской политической элиты должны подвергаться некоторым политическим ограничениям, которые смогут стимулировать образование в нашем обществе национальной политической элиты. Так, на государственную службу или в избираемые должности – депутатов, президента – не должны допускаться лица, чьи дети, внуки, правнуки не имеют российского полного среднего или высшего образования. В таком случае перед потенциальными политиками будет стоять выбор – либо отказаться от политической деятельности в России, либо стимулировать потомков получать российское образование, которое является основой для формирования лояльной нашему обществу личности. Ведь как замечал первый премьер-министр независимой Индии Дж. Неру: «Нет больших врагов собственного народа, чем воспитанная колонизаторами интеллигенция».
3. С чем не путать
Антиподом политического лидерства является политическое аутсайдерство — явление, при котором в сферу политики попадают деятели, большую часть жизни проведшие вне политических организаций (Д. Трамп при избрании на первый срок). К политическим аутсайдерам относят, например, представителей спортивного сообщества и шоу-бизнеса. Они попадают в политику на волне крайнего разочарования общества прежними политиками и могут принимать безответственные и деструктивные для общества решения.
4. История развития
Древнегреческий философ Платон рассматривал политическое лидерство как обязанность самых лучших людей общества — мыслителей. Другой известный философ Аристотель считал, что все виды управления государством основаны на исключительных людях — политических лидерах, особенностью которых является умение находить равновесие между крайними мнениями. Также существенный вклад в понимание политического лидерства внес Н. Макиавелли, который в произведении «Государь» указал, что политический лидер представляет все общество и может использовать любые средства для поддержания порядка и сохранения господства.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/b4b4884d6eda2b938bf643e93ccf0030/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Политика